«1С:Предприятие» для жилищно-коммунального хозяйства

19 апреля 2004
«1С:Предприятие» для жилищно-коммунального хозяйства

Источник: «Финансовая газета» №14, 2004 год

Сегодня одним из необходимых условий для успешного проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) является создание современных автоматизированных систем расчетов с населением.

Применение таких систем позволяет организовать оперативное оповещение населения о тарифах на услуги и об их изменении, реализовать сложные схемы для расчета льгот, дотаций и субсидий, сократить время на получение поставщиками услуг от населения денежных средств и решить многие другие задачи.

Для автоматизации предприятий ЖКХ компания «Эффект Информ» (1С:Франчайзи, г. Москва) на основе системы «1С:Предприятие» разработала тиражные программные продукты «Квартплата и паспортный учет» и «Квартплата ЖСК», а также программно-аппаратный комплекс «Расчетно-кассовый центр». Рассмотрим некоторые особенности этих продуктов.

Квартплата и паспортный учет

Программа «Квартплата и паспортный учет» применяется для начисления задолженности населения за оказанные жилищно-коммунальные услуги, электроэнергию и тепло в соответствии с действующими нормами и правилами, предусматривает ведение базы данных по жилым и нежилым помещениям, квартиросъемщикам и проживающим с ними лицам.

Подсистема «Паспортный учет» программы обеспечивает функционирование паспортного стола ДЕЗ, регистрацию прибытия и выбытия граждан, постоянной и временной прописки, ведение списков призывников и избирателей и является основой для составления реестра населения города.

Система позволяет учитывать льготные категории граждан, контролировать объем предоставленных льгот. Счета за услуги населению могут формироваться как в традиционной форме, так и форме квитанций на оплату с применением систем штрихкодирования. Предусмотрено ведение списка поставщиков услуг с детализацией до жилого дома. Оплату населением оказанных услуг можно зафиксировать в информационной системе в форме банковского реестра, реестров сети расчетно-платежных пунктов, а также в результате автоматической регистрации квитанций со штрихкодом.

Зарегистрированное поступление денежных средств от квартиросъемщика сначала распределяется пропорционально выполненным для него начислениям текущего месяца, а затем - по поставщикам услуг. Поставщики услуг при этом в любой момент могут получить информацию о произведенных платежах и возникшей задолженности.

Программа «Квартплата и паспортный учет» обеспечивает взаимодействие с системами приборного учета ресурсов как на уровне передачи файлов, так и в режиме on-line. При этом в программе отражаются текущие показания счетчиков: воды (холодной и горячей), электроэнергии, газа, отопления, в том числе показания многотарифных счетчиков.

Совместное использование программного продукта «Квартплата и паспортный учет» и компоненты «Управление распределенными базами данных» позволяет создать в населенном пункте распределенную систему расчета квартплаты.

Квартплата ЖСК

Программа «Квартплата ЖСК» является облегченным вариантом конфигурации «Квартплата и паспортный учет». В программе предусмотрены ведение лицевых счетов, формирование общих форм отчетности по начислениям, задолженности, оплате, индивидуальных форм по лицевым счетам, счетов на оплату, отчета о жилом фонде. Реализована возможность индивидуальных начислений, ведется учет льгот и субсидий (в сокращенном виде), а также учет взаиморасчетов с поставщиками услуг.

Данная конфигурация используется жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья и аналогичными организациями.

Расчетно-кассовый центр

Программно-аппаратный комплекс «Расчетно-кассовый центр» предназначен для организации эффективного информационного обслуживания жителей, а также для приема от них платежей за услуги ЖКХ. В состав комплекса входят специализированная конфигурация системы «1С:Предприятие», фискальные регистраторы и информационные терминалы.

Комплекс позволяет получать данные от независимых поставщиков об оказанных услугах и предоставлять жителям по их запросу информацию о текущей задолженности и ее структуре, структуре начислений и зачисленных оплатах. Максимальное количество поставщиков услуг, которые могут взаимодействовать с комплексом, равно 99.

Система может обрабатывать квитанции со штрихкодом, а также работать с пластиковыми идентификационными картами жильцов. Применение именно идентификационных карт, а не банковских или платежных позволило снизить требования к безопасности при организации сети расчетно-кассового центра (РКЦ).

Типовая схема работы РКЦ выглядит следующим образом. От поставщиков услуг в РКЦ с заданной периодичностью (ежедневно, ежемесячно) поступают сведения о задолженности жильцов. При посещении РКЦ жилец обращается к информационному терминалу и получает всю информацию, необходимую для проведения оплаты. Для этого ему необходимо лишь провести картой через считыватель и указать тип получаемой информации. Далее, подготовив необходимую сумму денежных средств, жилец подходит к кассе и передает кассиру свою идентификационную карту. Кассир проводит картой через свой считыватель, после чего видит на экране сумму задолженности жильца. После этого он принимает денежные средства от жильца, и на фискальном регистраторе автоматически печатается фискальный чек. В конце кассового дня в системе формируются реестры оплат, которые рассылаются поставщикам.

Таким образом, применение РКЦ способствует значительному сокращению очереди в расчетные группы бухгалтерий ДЕЗ, поскольку получение основной информации о тарифах и сверка данных осуществляются теперь в автоматическом режиме непосредственно в помещениях касс.

Система может быть дополнена АСУ «Город», предназначенной для ОВД города, а также специальным модулем для служб социального страхования и модулем связи с системами приборного учета воды (холодной и горячей), электроэнергии, газа и отопления.

Рассмотрим результаты применения описанных выше систем в одном из городов Подмосковья. На первом этапе в городе было проведено внедрение программы «Квартплата и паспортный учет». С автоматизированной системой работают 5 счетоводов и 6 паспортистов. Система функционирует с использованием Microsoft SQL сервера и обслуживает 10 000 лицевых счетов.

На момент внедрения в городе имелось только одно отделение Сберегательного банка, которое и выполняло прием коммунальных платежей. Зачисление денежных средств на расчетный счет службы единого заказчика происходило с существенными задержками по времени (до 3 недель), кроме того, банк за операции взимал 3% от суммы платежей. Имели место ошибочно заполненные квитанции и оплата по старым тарифам. В довершение ко всему график работы банка совпадал со временем работы основных предприятий города, а это также затрудняло оплату.

В связи с этим на втором этапе городские власти приняли решение о создании в городе сети РКЦ на основе программно-аппаратного комплекса «Расчетно-кассовый центр». Сегодня с сетью РКЦ работают служба единого заказчика, формирующая счета за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), электроэнергию и газ, а также городская телефонная сеть, Интернет-провайдеры города и страховые фирмы, занятые страхованием жилья. В настоящее время идентификационными картами пользуются примерно 3000 квартиросъемщиков. Через сеть РКЦ проходит 60% всех оплат за ЖКУ, 98% оплат за телефонию и Интернет. За счет экономии на банковском проценте срок окупаемости оборудования одного РКЦ составил 9 месяцев. Собираемость платежей поднялась с 44 до 67%.

В настоящее время в городе проводятся работы по внедрению системы приборного учета ИАСУЭ и ее интеграции с «Квартплатой и паспортным учетом» на уровне подомового учета.

Для работы с конфигурацией «Квартплата и паспортный учет» необходимо наличие компоненты «Расчет», а с конфигурацией «Квартплата ЖСК» - компоненты «Бухгалтерский учет» системы программ «1С:Предприятие».

Конфигурации «Квартплата и паспортный учет» и «Квартплата ЖСК» получили от фирмы «1С» сертификат «Совместимо! Система программ «1С:Предприятие».

А. НЕКЛЮДОВ
1С:Франчайзи «ЭФФЕКТ ИНФОРМ»
Контактный телефон (095) 145-50-60