Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
24 мая 2004 Статьи Архивный материал

Для автоматизации управления складским комплексом компания "Аист Ай Ти" (1С:Франчайзи, г. Москва) совместно с фирмой "1С" разработала программу "1С-Логистика:Управление складом". Данный программный продукт является конфигурацией системы программ "1С:Предприятие 8.0" и создан в результате обобщения и анализа опыта автоматизации складских хозяйств ряда российских и зарубежных компаний. Это универсальное решение, которое может быть использовано для автоматизации современного складского комплекса любой степени сложности.

Автоматизированная система "1С-Логистика:Управление складом" ориентирована на компании, которые заинтересованы не только в складском учете, но и в повышении эффективности работы всего складского хозяйства в целом. Применение данной системы позволяет оптимизировать использование складских площадей и объемов, снизить затраты на складское хранение, уменьшить время на проведение всех складских операций, сократить количество ошибочных операций, повысить точность и оперативность учета товара, избежать потерь, связанных с просроченными сроками реализации товаров, а также повысить производительность труда складских работников.

Система обеспечивает ведение учета по произвольному количеству складов и зон внутри склада. В "зоне выгрузки" размещаются поступившие товары непосредственно после их выгрузки из транспортных средств. Регистрация поступления выгруженных товаров выполняется в "зоне приемки". Товары, для которых необходим входной контроль, а также товары, возвращенные от покупателей и для которых не принято в настоящий момент решение об их дальнейшем движении, находятся в "зоне карантина". "Зона некондиции" используется для хранения товаров, потерявших товарный вид, с просроченным сроком реализации и других подобных товаров. Из "зоны приемки" и "зоны карантина" большая часть товаров поступает в "зону основного хранения". В дальнейшем эти товары попадают последовательно в "зону комплектации", в "зону отгрузки" и в "зону загрузки", из которой они перемещаются в транспортные средства.

Каждая из зон в свою очередь состоит из ячеек. Под ячейкой понимается любое возможное место хранения товара - проход, место на полке стеллажа, отдельная комната и другие места хранения. В системе также могут присутствовать виртуальные ячейки, например ячейка "Потери". Каждая ячейка в системе имеет свой адрес. Адресное хранение позволяет однозначно связать конкретный товар с определенной ячейкой.

В системе реализован учет товаров в разрезе палет. Под палетой подразумевается любая тара, имеющая адрес, - поддон, коробка или контейнер. Система позволяет выполнять операции с палетами как с отдельными единицами груза.

В системе отслеживается заполнение ячеек и палет по объему. Для каждой единицы измерения товара, каждой ячейки и палеты указываются габариты. При размещении товара в ячейке или на палету выполняется контроль за возможностью этого размещения. Система также позволяет отслеживать установку палеты с товаром в ячейку с учетом их размеров.

После получения информации от поставщика об отгрузке или от клиента о возврате товара, а также от собственного производственного подразделения о выпуске продукции данные об ожидаемых товарах вводятся в систему с помощью документа "Заявка на приемку". На основании полученной информации можно запланировать привлечение дополнительных сотрудников для приемки товаров, подготовить складские площади для их размещения, как в зоне приемки, так и в основной зоне хранения.

Операция по приему поставки оформляется документом "Приемка товара". Эта процедура включает выгрузку товара в зоне приемки, его идентификацию и пересчет, приведение к стандарту складского хранения и другие действия. Приемку товара можно планировать. В результате планирования в системе происходит автоматическое распределение товара по ячейкам и палетам исходя из индивидуальных настроек ожидаемых товаров и параметров ячеек, в которые он будет впоследствии помещен. Для автоматизации приемки товара по факту поставки, как правило, используются штрихкодирование и специализированное торговое оборудование.

На следующем этапе обработки товара можно автоматически или вручную сформировать задания на размещение товара в зоне основного хранения. Размещение товара на складе, как правило, выполняется исходя из принципа ABC-классификации товаров, при этом высокооборачиваемые товары для ускорения отбора располагаются ближе к зоне комплектации готовых заказов. В то же время размещение может быть выполнено с учетом других особенностей товара - рекомендуемой температуры хранения, размеров негабаритного товара и других особенностей.

Заказы на отгрузку товаров со склада оформляются с помощью документа "Заказ на отгрузку". На основании информации о планируемых отгрузках можно провести регламентные мероприятия по подготовке к более быстрой комплектации данного заказа. Это может быть, например, подпитка ячеек активной зоны.

После принятия решения о начале процесса комплектации заказа оформляется документ "Комплектация", на основании которого автоматически формируются документы для транспортировки товара из основной зоны хранения в зону отгрузки (зону готовых заказов). В целях облегчения и ускорения отбора товара можно также сформировать дополнительные документы для транспортировки товара из резервных ячеек хранения в активные ячейки. В случае необходимости возможны прямой, без подпитки, отбор целых палет из ячеек резервного хранения и прямая транспортировка товара из зоны приемки.

На основании комплектации с помощью документа "Переупаковка" можно также зарегистрировать распаковку, а затем новую упаковку товара с новыми единицами хранения.

Отгрузка скомплектованного товара оформляется с использованием документа "Отгрузка", который оформляется на основании документа "Комплектация".

В некоторых случаях, например при отказе клиента от заказа, товар необходимо разукомплектовать. В этом случае на основании документа "Комплектация" формируются документы по транспортировке разукомплектованного заказа.

На больших складах полная инвентаризация в большинстве случаев не проводится, поскольку для этого необходимо приостановить работу склада. В этом случае инвентаризация выполняется без остановки склада.

В системе предусмотрено проведение инвентаризации несколькими способами. Инвентаризация определенной товарной позиции проводится только по тем ячейкам, в которых присутствует указанный товар, инвентаризация всех товаров в подзоне активного хранения - по всем или по части ячеек, имеющих признак активного хранения. Возможна также инвентаризация пустых ячеек, при которой выполняется визуальный контроль ячеек на отсутствие в них какого-либо товара.

Для оформления любой из этих операций составляется документ "Инвентаризация". При проведении инвентаризации ячейки, в которых проводится пересчет товара, блокируются. При выявлении несоответствия данных "по факту" и данных "по учету" товар не списывается, а перемещается в виртуальные ячейки "Потери" и "Излишки". В системе также предусмотрена возможность корректировки остатков товара на складе вручную.

В конфигурации "1С-Логистика:Управление складом" имеются средства для интеграции с конфигурацией "Управление торговлей" программы "1С:Предприятие 8.0". Возможна как совместная работа обеих конфигураций в одной информационной базе, так и раздельная, на уровне обмена данными. Реализована возможность подключения торгового оборудования - сканеров, терминалов сбора данных, принтеров этикеток и другого оборудования.

Для освоения специфики, реализованной в новом совместном продукте, в "1C:Учебном центре № 1" разработан специализированный учебный курс "Организация эффективного складского хозяйства с использованием "1С:Предприятие 8.0. 1С-Логистика: Управление складом". В программу курса включена как теоретическая часть, так и практические занятия по использованию конфигурации "1С-Логистика: Управление складом" для автоматизации управления современным складским комплексом

Данная система уже внедрена в ряде компаний, среди которых "Synergenta", "Гибкие соединения", "Еврокнига". В результате эксплуатации системы складские процедуры значительно упростились, повысилось качество комплектации заказов, увеличилась скорость отбора товаров, что в итоге привело к улучшению качества обслуживания клиентов.

И. СИДОРОВ
Фирма "1С"
Контактный телефон (095) 737-92-57