Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
28 июня 2004 Статьи Архивный материал

Государственный Академический Большой театр, основанный князем Петром Васильевичем Урусовым в 1776 г., сегодня является современным предприятием, занимающимся разнообразными видами деятельности. Это показ спектаклей репертуара своей труппы и приглашенных коллективов, гастроли по России и по всему миру, подготовка новых постановок. Художественно-производственные мастерские Большого театра, расположенные на территории площадью 10 тыс. м2, занимаются производством сценических постановочных средств, декораций и костюмов для собственных спектаклей, а также для продажи. Кроме того, сторонним организациям театр оказывает услуги по изготовлению полиграфической продукции, написанию либретто и сдаче помещений в аренду.

На некотором этапе многогранная деятельность федерального государственного учреждения "Государственный академический Большой театр России" потребовала комплексной автоматизации бухгалтерского и оперативного учета на современном уровне.

В результате анализа предложений на рынке программного обеспечения руководство Большого театра приняло решение использовать для автоматизации систему программ "1С:Предприятие". В пользу такого решения свидетельствовали наличие тиражных решений, их постоянная поддержка фирмой "1С", а также гибкость и высокая функциональность системы программ "1С:Предприятие", возможность анализа всех участков учета для целей управления и контроля, простота в освоении пользователями и другие аналогичные факторы.

В качестве исполнителя проекта был выбран внедренческий центр "1С-Рарус" (1С:Франчайзи, г. Москва), система качества которого сертифицирована на соответствие международному стандарту качества ISO 9001:2000.

В процессе обследования Большого театра специалисты компании "1С-Рарус" произвели оценку текущего состояния бухгалтерского учета и степени его автоматизации, описали схемы действующих бизнес-процессов. По результатам обследования и анализа данных аудиторского заключения были подготовлены методические рекомендации по учетной политике и организации бухгалтерского учета, а также по оптимальным схемам бумажного и электронного документооборота. После этого на основании данных рекомендаций был составлен и утвержден перечень работ по внедрению автоматизированной системы.

На первом этапе автоматизации было выполнено внедрение подсистемы "Бухгалтерский учет" на основе типовой конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций", поскольку Большой театр является бюджетным учреждением.

Рекомендуем ознакомиться с программными продуктами для организаций, осуществляющих деятельность в сфере государственного и муниципального управления:

В соответствии с подготовленным и согласованным перечнем работ в данной подсистеме на счетах плана счетов предусмотрен расширенный учет средств в иностранной валюте. Учет денежных средств в кассе и на расчетных счетах ведется в иностранной валюте с формированием специализированных документов и печатных форм. Предусмотрен расчет курсовых и суммовых разниц. Учет подотчетных средств также можно вести в иностранной валюте, при этом конвертация валютного остатка подотчетных сумм в рубли при внесении валюты в кассу выполняется автоматически. Реализован сводный учет денежных средств на различных счетах по источникам финансирования.

Методика расчета налога на добавленную стоимость (НДС), реализованная в подсистеме, включает раздельный учет НДС, полученного в результате предпринимательской деятельности, по обычной и льготной ставкам. Предусмотрен автоматический зачет авансов выданных и полученных. Реализован учет комиссионной торговли у комитента, комиссионера и субкомиссионера.

Для загрузки данных о реализации билетов из системы продажи билетов, в том числе через Интернет, разработан специальный механизм. В результате пользователь подсистемы "Бухгалтерский учет" в любой момент может получить информацию о количестве реализованных билетов на конкретный спектакль, взаиморасчетах с юридическими лицами за указанный спектакль, доходах в разрезе спектаклей и взаиморасчетах с кассирами билетных касс.

В подсистеме реализовано получение отчетности по ряду специфических форм, автоматизировано формирование отчетности по форме № 1-КФО "Сведения о кредиторской задолженности бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета".

После внедрения подсистемы "Бухгалтерский учет" пользователи были обучены рациональным приемам работы с ней.

На следующем этапе на центральном складе и в 10 подразделениях театра на основе конфигурации "Производство + Услуги + Бухгалтерия" были внедрены подсистемы "Складской учет" и "Производственный учет".

Учет основных средств на складе ведется обособленно. Предусмотрено оформление операций по комплектации основного средства из нескольких и по оприходованию основных средств, изготовленных собственными производственными подразделениями. При передаче основного средства со склада в эксплуатацию ему автоматически присваивается инвентарный номер. Ведется количественно-суммовой учет материалов и малоценных предметов.

В результате выполнения данного этапа обеспечены подробный учет затрат, оперативное получение руководством необходимой информации и усиление контроля за сохранностью материальных и денежных средств и целесообразностью их расходования. Ранее на центральном складе велся только количественный учет товарно-материальных ценностей. В производственных подразделениях учет велся вручную.

В подсистеме "Производственный учет" реализованы несколько вариантов учета затрат на различных участках производства с возможностью перераспределения затрат между подразделениями, а также некоторые специфические особенности расчета объема незавершенного производства. Ведется детализированный учет затрат по источникам финансирования и статьям экономической классификации расходов.

Для совместной работы предусмотрен обмен данными между подсистемой "Бухгалтерский учет" и подсистемами "Складской учет" и "Производственный учет". В результате этого производственная и складская подсистемы приобрели автономность и перестали зависеть от изменений в подсистеме "Бухгалтерский учет", в том числе и от изменений в плане счетов бухгалтерского учета.

Для целей управленческого учета автоматизированная система содержит ряд отчетов, формирующихся на основании данных подсистемы "Бухгалтерский учет". Это, например, такие отчеты, как "Динамика дебиторской и кредиторской задолженности", "Перечень предприятий дебиторов-кредиторов", "Исполнение плана доходов и расходов бюджетных средств", "Исполнение плана доходов и расходов внебюджетных средств", "Движение денежных средств на расчетных счетах" и "Движение наличных денежных средств".

В результате работы, выполненной специалистами компании "1С-Рарус", автоматизировано 30 рабочих мест. Улучшены схемы бизнес-процессов, автоматизированы важные участки финансово-хозяйственной деятельности Большого театра с возможностью обмена данными между информационными базами, что в совокупности сделало управление театром и контроль за его работой более технологичными, прозрачными и удобными.

В настоящее время в Большом театре работают около 3000 сотрудников. Дальнейшие планы ФГУ "Государственный Академический Большой театр" и компании "1С-Рарус" предусматривают автоматизацию расчета заработной платы и кадрового учета на платформе "1С:Предприятие 7.7". Планируется также реализовать получение консолидированной бухгалтерской отчетности обособленных подразделений с использованием программы "1С:Свод отчетов". Сейчас созданная автоматизированная система совершенствуется и дорабатывается в связи с расширением области автоматизации и совершенствованием методик бухгалтерского и налогового учета.

К. КРИНИЧАНСКИЙ
1С:ФРАНЧАЙЗИ ВЦ "1С-РАРУС"
Контактный телефон (095) 250-63-83