Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
22 октября 2004 Статьи Архивный материал

Компания Sunrise является в России одним из ведущих поставщиков компьютерного оборудования, выпускаемого под собственным брэндом, а также комплектующих. В настоящее время компании принадлежит сеть из 25 филиалов во всех крупных городах России. В августе 2004 г. Sunrise открыла на территории торгового центра «Динамо-Станколит» в Москве новый специализированный магазин компьютерной, цифровой и Hi-Fi-техники - гипермаркет «Санрайз-ПРО». Гипермаркет имеет площадь более 2000 квадратных метров. Он включает двухэтажный высокотехнологичный склад, а также торговый зал с терминалами покупателей, кассовыми узлами и информационной стойкой консультантов. Формат магазина смешанный и представляет собой сочетание технологий cash&carry и Интернет-магазина.

Еще до начала строительства гипермаркета его руководство приняло решение о создании эффективной информационной системы для автоматизации бизнес-процессов магазина. Эксперты компании провели исследование рынка информационных технологий, в результате которого было принято решение в качестве ядра информационной системы использовать программный продукт «1С:Предприятие 8.0. Управление торговлей». Разработчиком информационной системы была выбрана компания «1С-Рарус» (1С:Франчайзи, г. Москва).

Использование функциональных возможностей новой технологической платформы «1С:Предприятие 8.0» позволило создать уникальную информационную систему, рассчитанную на высокую нагрузку. В соответствии с планами владельцев гипермаркета ежедневно магазин должен обслуживать более 2000 покупателей с оформлением 12 000-15 000 документов в день. Созданная автоматизированная система включает в настоящее время 134 рабочих места с возможностью масштабирования до 200 рабочих мест и обеспечивает высокоэффективное ведение розничных продаж компьютерной техники и комплектующих. В единую информационную систему «1С:Предприятие 8.0» включены рабочие места директора гипермаркета, 10 менеджеров-консультантов и 10 кассиров, одного бухгалтера, 16 кладовщиков, а также 96 терминалов покупателей.

Для покупателей создан специализированный web-сайт с механизмами доступа к справочнику «Товары» информационной системы. Покупатель формирует заказ с помощью web-интерфейса, при этом для каждого товара предоставляется информация с его описанием и изображением, а также с актуальными данными по остаткам и резервам. Взаимодействие web-интерфейса с серверами «1С:Предприятие 8.0» и SQL выполняется средствами ASP.net через пул COM-соединений. Следует отметить, что терминал покупателя представляет собой специализированный компьютер, состоящий из жидкокристаллического монитора, процессора с сетевой картой, в котором не предусмотрены жесткий диск или какие-либо другие устройства для хранения информации. Терминалы используют платформу Unix и работают под управлением операционной системы Linux. В качестве программного обеспечения на компьютерах терминалов установлен только Интернет-браузер. Для управления терминалами применяются манипуляторы типа «тач-пэд» (сенсорная панель), которые полностью заменяют стандартные клавиатуру и мышь.

Для идентификации покупателей в системе используются бесконтактные смарт-карты, созданные по технологии Philips Mifare. Предусмотрена строгая идентификация клиента, которая обеспечивает надежную защиту от различных случаев мошенничества, связанных с подделкой чеков и других документов. Карта программируется в момент обработки заказа кассиром при помощи считывателя смарт-карт производства фирмы Rosan.

В блоке закупки товаров автоматизированной системы предусмотрена синхронизация данных с данными других офисов компании Sunrise. Поступление товаров в гипермаркет происходит следующим образом. На первом этапе производится загрузка товарных накладных в электронном виде из центральной оптовой базы Sunrise. После фактического прибытия товара выполняется сверка печатной накладной с электронным документом. Затем товары и продукция размещаются по складским секциям. Для регистрации прихода товара и сканирования серийных номеров используются радиосканеры Cipher 1160 Bluetooth, имеющие область покрытия более 30 м.

Схема реализации товаров, предусмотренная в системе, разработана с учетом специфики розничных продаж гипермаркета «Санрайз-ПРО» и оформляется последовательно с помощью нескольких действий. Сначала с помощью web-интерфейса покупатель формирует заказ. После оплаты заказа покупатель получает взамен запрограммированную смарт-карту для получения товара. В это время заказ покупателя распределяется по складским зонам, в которых выполняется подбор товаров для заказа. Сборка заказов производится в зоне выдачи, при этом информация о собранных заказах оперативно появляется на табло. На следующем этапе выполняется сканирование серийных номеров продуктов, формируется, проводится и печатается расходная накладная, оформляется гарантийный талон. После проверки смарт-карты покупателя он получает свой заказ. В процессе эксплуатации системы оказалось, что процесс покупки, начиная с момента оплаты и заканчивая получением товара покупателем, имеет продолжительность всего 7-10 минут. Небольшая продолжительность процесса покупки в результате обеспечивает высокую пропускную способность компьютерного гипермаркета.

Для персонала гипермаркета в информационной системе созданы специализированные интерфейсы, и это позволило разграничить права работников и сделать их работу более удобной. Созданы интерфейсы «Кассир», «Кладовщик», «Сборщик заказов» и «Работник по выдаче заказов». Реализовано также несколько интерфейсов, дополняющих основные интерфейсы системы, такие, как «Операционная касса» и «Табло готовности заказов». Интерфейс «Табло готовности заказов» служит для отображения последних собранных, но еще не выданных заказов. В качестве идентификатора заказа на табло отображается номер смарт-карты, выданной покупателю при оплате заказа.

В системе реализованы синхронизация каталога товаров и обмен документами - подтверждения прихода товаров и отчеты о продажах в розничных ценах – со сторонними SQL-системами с помощью файлов формата XML.

Система «1С:Предприятие 8.0. Управление торговлей» содержит большой блок типовых отчетов. Помимо типовых в автоматизированную систему включены нестандартные отчеты по мониторингу розничных продаж и времени подбора товаров, необходимые для работников гипермаркета.

Для упрощения работы с системой настроен служебный запуск системы «1С:Предприятия 8.0», так называемый «Робот», периодически совершающий определенные регламентные действия без участия пользователя. С помощью данного режима автоматически выполняется снятие резерва с заказов, которые не оплачены в течение определенного интервала времени, периодически обновляется каталог товаров, загружаются приходные накладные и выгружаются отчеты о продажах. Функциональные возможности блока «Сервис» позволяют оформить операции по приему бракованного товара или товара в ремонт, а также по выдаче денежных средств покупателю за товар, который ему не удалось выдать.

Система адаптирована к работе со следующим торговым оборудованием: фискальные регистраторы штрих ФР-Ф, сканеры штрих-кодов Metrologic MS 5145 Eclipse, Cipher 1160 Bluetooth, табло покупателя DSP 851, денежные ящики CashLuxe 420, детекторы подлинности валюты PRO-12LPM, счетчики банкнот PRO-90A и считыватели смарт-карт Rosan.

В планах дальнейшего сотрудничества компаний «1С-Рарус» и «Санрайз-ПРО» запуск в рабочую эксплуатацию схемы работы под заказ для привилегированных клиентов, настройка управленческого блока в части финансового анализа и планирования, а также сопровождение созданной информационной системы.

А. ЗАРЖЕЦКИЙ

1С:Франчайзи «1С-Рарус»

Контактный телефон (095)250-63-83