Бюджетный учет в 2005 г

28 января 2005
Бюджетный учет в 2005 г

Источник: «Финансовая газета» № 3,4, январь, 2005 г.

В 2005 г. бюджетным учреждениям России предстоит перейти на новые и порядок бюджетного учета, утвержденные приказом Минфина России от 26.08.04 г. № 70н. В соответствии с приказом № 70н новый План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению вводятся в действие с 1 января 2005 г., переход к применению новой Инструкции по бюджетному учету необходимо осуществить до 1 октября 2005 г. по мере организационно-технической готовности учреждений. Новый порядок бюджетного учета предполагает его автоматизированное ведение.

Новый План счетов имеет кардинально иную структуру и кодировку счетов, Инструкция по его применению содержит новый порядок учета многих объектов, поэтому для их реализации фирма "1С" выпустила новый программный продукт - типовую конфигурацию "Бухгалтерия для бюджетных учреждений, редакция 5".

Конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных учреждений" обеспечивает ведение учета по Плану счетов бюджетного учета, утвержденному приказом от 26.08.04 г. № 70н.

  • по действующей в 2005 г. Бюджетной классификации Российской Федерации (утверждена приказом Минфина России от 10.12.04 г. № 114н);

  • в разрезе видов деятельности (источников финансирования) - бюджетная деятельность, предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, деятельность за счет целевых средств и безвозмездных поступлений;

  • в разрезе операций сектора государственного управления.

С учетом потребности финансовых органов в централизации учета в конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных учреждений, редакция 5" реализована возможность ведения бухгалтерского учета как одного бюджетного учреждения, так и группы бюджетных учреждений (структурных подразделений учреждения) в одной информационной базе с получением как общих, так и раздельных (по учреждениям, структурным подразделениям) главных книг и балансов. Помимо раздельного учета по учреждениям конфигурация поддерживает до пяти разрезов аналитического учета. В ней также предусмотрены работа с распределенными информационными базами и другие возможности.

Новая конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных учреждений, редакция 5", как и конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных организаций, редакция 4", представляет собой целостное методологическое решение, включающее не только План счетов, типовые корреспонденции и ввод проводок вручную, но и возможность оформления необходимых первичных документов и ввода хозяйственных операций с формированием заранее настроенного блока бухгалтерских записей с помощью электронных документов.

Типовая конфигурация является готовым решением по автоматизации большинства участков бухгалтерского учета.

Учет кассовых операций

Учет кассовых операций с наличными денежными средствами реализован в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением совета директоров Банка России от 22.09.93 г. № 40).

В программе реализованы оформление и печать по типовым унифицированным формам приходных и расходных кассовых ордеров с помощью соответствующих электронных документов, ведение Журнала регистрации приходных и расходных ордеров (ф. № КО-3) и кассовой книги по форме № 0504514, утвержденной для бюджетных учреждений. При проведении документов формируются бухгалтерские записи, которые отражаются в Журнале операций по счету "Касса" № 1.

Кассовые ордера можно оформить как в рублях, так и в любой иностранной валюте.

В программе реализованы также оформление фондовых кассовых ордеров и регистрация движения денежных документов на счетах бухгалтерского учета, а также оформление Заявления на получение денежных чековых книжек по форме 0510031 и Заявки на получение наличных денег со счета ОФК по форме 0510033 (приложения 2 и 3 к Правилам осуществления операций по обеспечению наличными деньгами получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 21.09.04 г. № 85н).

Оформление платежных документов, регистрация движения безналичных денежных средств

Для подготовки и печати расчетных документов: платежных поручений, платежных требований, аккредитивов, инкассовых поручений, заявлений об отказе от акцепта, реестров на инкассо, реестров счетов - предназначены документы группы "Платежные документы". Валютой расчетов в этих документах является рубль.

Оформление расчетных документов реализовано в соответствии с Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации (утверждено Банком России 3.10.02 г. № 2-П). При этом предусмотрена настройка шаблона для формирования текста в поле "Назначение платежа" платежного поручения в соответствии с требованиями обслуживающего казначейства.

Оформление платежных и инкассовых поручений при перечислении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации производится согласно Правилам, утвержденным приказом Минфина России от 24.11.04 г. № 106н.

Данные платежного поручения можно выгрузить в электронном виде - сформировать платежный файл в формате, используемом программами "Клиент-банк" или казначейскими системами. Формирование платежного файла для передачи в казначейство реализовано в форматах, применяемых отделениями Федерального казначейства и ФКУ г. Москвы, предусмотрена также возможность подключения новых форматов.

Документы группы "Платежные документы" не формируют проводок, поскольку представляют собой лишь распоряжение обслуживающему банку на перечисление со счета плательщика на счет получателя безналичных денежных средств, которое предстоит выполнить обслуживающему банку. Для удобства хранения и поиска отдельных видов платежей предназначены документы группы "Операции по лицевому счету", которые заполняются на основании платежных и инкассовых поручений, хранящихся в журнале "Платежные документы". Документы группы "Операции по лицевому счету" формируют проводки по отражению движения средств на счетах бухгалтерского учета.

Платежные документы собраны в одноименном журнале, информацию в котором можно подразделять по видам документов. Журнал "Платежные документы" имеет дополнительную графу, в которой документы, на основании которых было произведено полное или частичное списание средств (сформированы проводки), отмечаются разными пиктограммами.

Регистрация на счетах бухгалтерского учета операций, отраженных в выписке кредитной организации, производится с помощью документов группы "Операции по лицевому счету". В эту группу входят документы: "Поступление на лицевой счет" и "Списание с лицевого счета". Эти документы - универсальные, могут применяться для оформления операций как с бюджетными, так и внебюджетными средствами. Валютой расчетов в этих документах кроме рублей может быть любая валюта.

Перечисленные документы можно вводить вручную, на основании платежных документов, планируется загружать в электронном виде с использованием обработок "Обмен данными с казначейскими системами", "1С:Предприятие - Клиент банка". Сформированные документами бухгалтерские записи отражаются в Журнале операций по банковскому счету № 2.

Санкционирование расходов бюджетов

Для ведения учета сумм лимитов бюджетных обязательств и принятых бюджетных обязательств в конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных учреждений, редакция 5" используются документы: "Расшифровка к договору", "Бюджетное обязательство", "Полученные лимиты бюджетных обязательств".

Документ "Расшифровка к договору" предназначен для формирования Расшифровки к договору на поставку продукции, работ и услуг за счет средств федерального бюджета согласно приложению 1 к Правилам учета территориальными органами федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета (утверждены приказом Минфина России от 13.08.99 г. № 55н). Для отражения в учете по соответствующим счетам Плана счетов бюджетного учета сумм принятых бюджетных обязательств, зарегистрированных в органах казначейства, предназначен документ "Бюджетное обязательство". Регистрация на счетах бухгалтерского учета лимитов бюджетных обязательств, полученных в соответствии с Уведомлением о лимитах бюджетных обязательств (ф. 0504822) главного распорядителя бюджетных средств, производится с помощью документов вида "Полученные лимиты бюджетных обязательств". Предусмотрено формирование Карточки учета лимитов бюджетных обязательств (полученных или переданных) по форме № 0511024. Планируется автоматическое формирование документов "Бюджетное обязательство", "Полученные лимиты бюджетных обязательств" на основании данных казначейской выписки из лицевого счета.

Учет имущественно-материальных ценностей

Учет имущественно-материальных ценностей - основных средств (ОС), нематериальных активов (НМА), материальных запасов - в конфигурации условно разделен на бухгалтерский и управленческий. Такое разделение учета связано с тем, что Инструкция по бюджетному учету (утверждена приказом Минфина России от 26.08.04 г. № 70н) не предусматривает на балансовых счетах учет имущественно-материальных ценностей (МЦ) по материально ответственным лицам и подразделениям:

  • согласно п. 21 выдача основных средств в эксплуатацию оформляется изменением материально ответственного лица в регистрах аналитического учета объектов основных средств;

  • согласно п. 59 отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственного лица.

В конфигурации реализован параллельный учет основных средств и материальных запасов на балансовых и рабочих забалансовых счетах.

На балансовых счетах ведется суммовой учет по объектам МЦ и видам движения нефинансовых активов, на забалансовых счетах - учет по объектам МЦ, материально ответственным лицам и подразделениям только в количественном выражении.

Для оформления и регистрации на счетах бухгалтерского учета всех операций с МЦ предусмотрены соответствующие электронные документы. Проводки по поступлению или списанию МЦ формируются параллельно по балансовым и забалансовым счетам. При внутреннем перемещении МЦ проводки формируются только по рабочим забалансовым счетам. Например, документ "Поступление ОС, НМА и НПА" предназначен для оформления операций по поступлению в учреждение ОС, НМА и непроизведенных активов (НПА) и принятию их в состав внеоборотных активов, а также для формирования фактической стоимости ОС, НМА и НПА - отражения увеличения балансовой стоимости на сумму дополнительных расходов по приобретению или капитальных вложений по доведению ОС (НМА, НПА) до состояния, пригодного к эксплуатации.

Документ "Принятие к учету ОС (НМА)" предназначен для отражения принятия основных средств (нематериальных активов) к бухгалтерскому учету в Акте приемки-передачи основных средств по унифицированной форме № ОС-1 (перевод внеоборотных активов в состав основных средств, НМА), а также ввода их в эксплуатацию.

При вводе основных средств (нематериальных активов) в эксплуатацию можно списать на расходы основные средства стоимостью до 1000 руб. включительно (кроме основных средств, не списываемых при вводе в эксплуатацию, например посуды и мягкого инвентаря) или начислить 100%-ную амортизацию для основных средств стоимостью от 1000 до 10 000 руб. включительно.

По основным средствам и нематериальным активам предусмотрено ежемесячное начисление амортизации с помощью регламентного документа.

На основании документов по поступлению МЦ можно ввести документы вида "Счет-фактура полученный" для регистрации счета-фактуры поставщика в целях формирования книги покупок.

По основным средствам, нематериальным активам и материальным запасам предусмотрено формирование следующих отчетов: Инвентарная карточка ОС ф. 0511106 (ОС-6); Инвентарная карточка группового учета ОС ф. 0511109 (ОС-9); Опись инвентарных карточек ф. 0511110 (ОС-10); Инвентарный список ф. 0511113 (ОС-13); Оборотная ведомость; Карточка количественно-суммового учета материальных ценностей; Ведомость остатков МЗ; Инвентаризационная опись основных средств (№ ИНВ-1), Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (№ ИНВ-3); Свод по результатам инвентаризации; Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками, с дебиторами по доходам

В типовой конфигурации расчеты с поставщиками и подрядчиками, с дебиторами по доходам учитываются в разрезе договоров (оснований расчетов) и регистрируются с помощью следующих документов:

  • списание с лицевого счета - регистрация безналичной оплаты за товары, работы, услуги;

  • поступление материальных запасов - регистрация поставки товаров;

  • принятие к учету материальных запасов в пути - принятие к учету материальных запасов, отгруженных поставщиком, но не поступивших в учреждение;

  • поступление ОС, НМА, НПА - регистрация поставки внеоборотных активов (основных средств, нематериальных и непроизведенных активов);

  • услуги сторонних организаций - регистрация получения услуг, принятия выполненных работ.

В Инструкции, утвержденной приказом № 70н, нет понятия "активно-пассивный счет". Дебиторская и кредиторская задолженность учитывается отдельно, на разных балансовых счетах: 206 "Расчеты по выданным авансам" из раздела 2 "Финансовые активы"; 302 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" из раздела 3 "Обязательства", поэтому при регистрации оприходования товаров, работ, услуг в счет предоплаты должна формироваться дополнительная запись по зачету аванса: Д-т 302, К-т 206. Документ "Зачет аванса выданного" предназначен для формирования проводок по зачету аванса, выданного поставщику.

Для отражения в бухгалтерском учете операций по оказанию учреждением услуг по предпринимательской деятельности контрагентам - юридическим или физическим лицам - предназначен документ "Акт об оказании услуг". Предусмотрены также оформление счетов-фактур, автоматическое формирование Книги продаж.

Обращение к документам производится из соответствующих журналов "Материальные запасы", "Основные средства и НМА", "Зачет аванса", "Услуги", "Счета-фактуры".

По расчетам с контрагентами формируются Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, Журнал операций расчетов с дебиторами по доходам и другие отчеты.

В "Бухгалтерии для бюджетных учреждений, редакция 5" предусмотрено формирование регламентированных регистров бюджетного учета - Журналов операций (ф. № 0511802), Главной книги (ф. № 0511811) как по типовым формам, так и по формам с расширенным составом показателей.

Зарегистрированные пользователи конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций, редакция 4" могут получить новую редакцию бюджетной конфигурации в обычном порядке обновления релиза и заменить документацию.

Конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных учреждений, редакция 5" предполагает совместное использование с программой "1С:Бухгалтерия 7.7" ПРОФ-версии и выше.

К. СЕРГЕЕВА

ФИРМА "1С"

Контактный телефон 737-92-57