"Бухгалтерия для бюджетных организаций" в вопросах и ответах

21 июня 2004
Архивный материал

Источник: «Финансовая газета» № 25, 29, 30 (региональный выпуск) 2004 год

Бюджетная организация арендует федеральное имущество и должна выписать счет-фактуру, зарегистрировать ее в книге продаж и в книге покупок, как определено в письме Госналогслужбы России от 20.03.97 г. № ВЗ-2-03/260. Каким образом можно все это оформить в программе "Бухгалтерия для бюджетных организаций" с учетом того, что в плане счетов есть только счет 173.05 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость" с типом источника финансирования "ПД (предпринимательская деятельность)"?

В соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), если заключается трехсторонний договор аренды между арендатором, балансодержателем (учреждение, относящееся к перечню, приведенному в ст. 28 Федерального закона от 23.12.03 г. № 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год") и органом государственной власти (местного самоуправления, например комитетом по управлению имуществом) или двухсторонний договор между арендатором и органом государственной власти (местного самоуправления), то арендатор федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации или муниципального имущества является налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества как сумма арендной платы с учетом налога.

В данном случае арендодатель выставляет арендатору счет на оплату без указания суммы НДС, а арендатор обязан исчислить из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" расчеты по оплате и начислению расходов по аренде федерального имущества арендатором отражаются на счете 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", как и другие потребляемые услуги.

Следует отметить, что счет 175.1 "Средства от арендной платы" в конфигурации предназначен для отражения расчетов по аренде государственного имущества учреждением-арендодателем.

Ваше учреждение является налоговым агентом по НДС, уплачиваемому за счет бюджетных средств, поэтому для начисления задолженности в бюджет по НДС с арендной платы в типовом плане счетов к счету 173 можно открыть новый субсчет, например 173.25, с типом источника финансирования "Бюджет".

Налоговая база в соответствии с НК РФ определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ). Так, если арендная плата условно равна 100 руб., а НДС 18 руб., то налоговая база по НДС будет составлять 118 руб., а НДС арендатор в качестве налогового агента исчисляет по ставке 18/118 (т.е. 118 х 18/118 руб., что составляет 18 руб.).

Для начисления задолженности арендодателю следует использовать документ "Услуги сторонних организаций". Если по условиям договора аренды НДС перечисляется не арендодателю, а напрямую в бюджет, то в документе указывается только сумма арендной платы (без НДС). В качестве основания расчетов указывается договор, по которому арендодателем выступает орган государственной власти и управления, орган местного самоуправления и балансодержатель имущества, не являющийся органом государственной власти и управления (органом местного самоуправления). При проведении документа формируется проводка: Д-т 200.1, К-т 178.1.

Проводки по начислению вашей задолженности в бюджет по НДС (сумма НДС рассчитывается исходя из части арендного платежа, который подлежит списанию в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения) можно ввести только вручную (Д-т 200.1, К-т 173.25). При этом следует учитывать, что ручные проводки не включаются в отчет "Реестр закупок". Суммы начисленного НДС по аренде федерального имущества придется вносить в этот отчет в режиме редактирования вручную.

Есть и другой способ, который, на наш взгляд, является более предпочтительным, – "пропускать" расчеты по НДС с арендных платежей через счет 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" по контрагенту, например с наименованием "Бюджет (НДС, удержанный налоговым агентом)" - специальный элемент справочника "Контрагенты", и по основанию расчетов - договору аренды. В этом случае на сумму НДС вводится еще один документ "Услуги сторонних организаций" по контрагенту "Бюджет (НДС, удержанный налоговым агентом)", основание расчетов - то же, что и в первом документе - договор на аренду, на сумму НДС. Тогда сумма НДС также будет включена в реестр закупок. Дополнительно надо ввести вручную еще одну проводку: Д-т 178, К-т 173.25 - на сумму НДС.

Согласно письму Минфина России и Госналогслужбы России от 8.12.93 г. № 143, ЮУ-4-15/194н сроки уплаты арендной платы при сдаче в аренду комитетами по управлению имуществом объектов недвижимости и других основных фондов определяются в договорах аренды между арендодателями и арендатором. При этом суммы начисленной арендатором арендной платы за текущий месяц перечисляются в соответствующий бюджет (по принадлежности объектов собственности) арендатором не позднее 10-го числа, следующего за текущим месяцем.

Для перечисления арендной платы выписываются (вводятся в программу) два платежных поручения:

на сумму арендного платежа без НДС - арендодателю;

на сумму НДС - в бюджет.

Перечисление налоговых платежей осуществляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

По получении выписки из лицевого счета с помощью документов вида "Списание с лицевого счета" на основании соответствующего документа "Платежное поручение" вводятся проводки:

Д-т 178.1, К-т 091 (101) - арендная плата без НДС;

Д-т 173.25, К-т 091 (101) - НДС с арендной платы.

В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 20.03.97 г. № ВЗ-2-03/260 "О применении счетов-фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества" (следует учитывать, что этот документ не был зарегистрирован Минюстом России, но, поскольку других разъяснений нет, можно придерживаться порядка, изложенного в нем) арендатор, являясь плательщиком НДС, составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой "аренда государственного (или муниципального) имущества". При этом указанный счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации (учреждения)-арендатора и скрепляется печатью этой организации. Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы.

В конфигурации для выписки счета-фактуры надо ввести документ "Счет-фактура выданный".

В качестве покупателя (и грузополучателя) в счете-фактуре указывается специальный элемент справочника "Контрагенты" (например, с наименованием "Бюджет (НДС, удержанный налоговым агентом)").

В счетах-фактурах по арендной плате налоговая база (реквизит "Сумма без НДС") определяется как сумма арендной платы с учетом НДС, поэтому в табличной части документа "Счет-фактура выданный" следует выставить флаг "НДС включен в графу "Сумма без НДС".

Далее в табличной части счета-фактуры в графе "Наименование" указывают, например, "НДС, удержанный налоговым агентом", в графе "Сумма без НДС" указывается сумма арендной платы с учетом НДС, а в графе "Ставка НДС" - ставка 18%, реквизиты "Сумма НДС", "Сумма с НДС" вычисляются автоматически.

По факту оплаты за аренду на основании документа "Счет-фактура выданный" надо ввести документ "Запись книги продаж" – для отражения счета-фактуры в книге продаж (отчет "Книга продаж") датой перечисления арендодателю арендной платы. В реквизите "Всего продаж, включая НДС" следует указать сумму, включающую суммы, перечисленные арендодателю и в бюджет.

В соответствии с письмом № ВЗ-2-03/260 в книге покупок счет-фактура регистрируется только в той части арендного платежа, который подлежит списанию в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения и в соответствующей доле - НДС.

Для отражения арендного платежа в книге покупок за отчетный период на основании документа "Счет-фактура выданный" следует ввести документ "Запись книги покупок". В качестве даты документа следует указать дату оказания услуг, например последний день месяца.

В соответствии с п. 133 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 г. № 107н, не учитываются на субсчете 171 и не подлежат возмещению из бюджета суммы НДС, уплачиваемые поставщикам за приобретенные материальные ценности, работы, услуги по сметам доходов и расходов, финансируемым из бюджета, а также по сметам доходов и расходов за счет целевых средств, безвозмездных поступлений и средств, формируемых из прибыли. Уплачиваемые в таком случае суммы НДС относятся на увеличение стоимости приобретенных материальных ценностей, работ, услуг по соответствующим кодам экономической классификации расходов.

В вашем случае НДС уплачивается за счет бюджетных средств (принимать его к зачету не нужно), поэтому сумма НДС не должна включаться в итоговую строку книги покупок, а, значит, в документе "Запись книги покупок" не следует включать флажок "Включать в итоговые суммы".

При расчетах по арендной плате документы "Счет-фактура" и "Запись книги продаж", "Запись книги покупок" используются арендатором только для регистрации в книге продаж и книге покупок. Следовательно, проводки формировать этими документами не следует.

Арендатор, являясь налоговым агентом по НДС, должен отчитываться перед налоговыми органами по суммам начисленного и уплаченного НДС с арендной платы. В декларации по НДС он заполняет отдельный лист (листы) - раздел 2.2 "Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом". По каждому арендодателю составляется отдельный лист (приказ МНС России от 21.01.02 г. № БГ-3-03/25 "Об утверждении Инструкции по заполнению Деклараций по налогу на добавленную стоимость" (с изменениями от 5.03, 6.08.02 г., 9.02.04 г.). В нем налоговая база определяется налоговым агентом как сумма арендной платы с учетом налога. Сумма НДС рассчитывается по расчетной ставке 18/118.

В "Бухгалтерии для бюджетных организаций" для составления декларации по НДС применяется одноименный регламентированный отчет.

При расчетах через федеральное казначейство необходимо руководствоваться Положением об особенностях расчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети Банка России и кредитными организациями (филиалами) счетов органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в условиях открытия главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств лицевых счетов в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Реализовано ли в программе "Бухгалтерия для бюджетных организаций" заполнение платежных поручений и объявления на взнос наличными в соответствии с указанным документом?

В Положении об особенностях расчетно-кассового обслуживания подразделениями расчетной сети Банка России и кредитными организациями (филиалами) счетов органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации в условиях открытия главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств лицевых счетов в органах федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, утвержденном Банком России № 257-П, Минфином России № 46н 20.05.04 г., зарегистрированном в Минюсте России 2.06.04 г. № 5823) (далее - Положение № 257-П), перечисляются документы, необходимые для руководства при оформлении платежных поручений, плательщиками по которым являются бюджетополучатели, чьи лицевые счета открыты в органах федерального казначейства:

по платежам, кроме налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, следует руководствоваться правилами, установленными положением Банка России от 3.10.02 г. № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", в ред. от 3.03.03 г. № 1256-У (далее - Положение № 2-П);

по перечислению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации следует руководствоваться правилами, установленными Положением № 2-П с учетом приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 3.03.03 г. № БГ-3-10/98/197/22н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации".

В Положении № 257-П еще раз обращено внимание плательщиков, счета которых открыты в органах федерального казначейства, на требование п. 54 Инструкции о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31.12.02 г. № 142н и зарегистрированной в Минюсте России 6.02.03 г. № 4189 (далее - Инструкция № 142н), указывать во всех платежных документах на перечисление средств не только ИНН, но и КПП организации. Обращается также внимание на необходимость соблюдения требований п. 54 Инструкции № 142н в редакции приказа Минфина России от 22.01.04 г. № 9н по указанию реквизитов плательщика в платежных поручениях на списание средств со счета органа федерального казначейства:

в поле "Плательщик" указывается полное или сокращенное наименование органа федерального казначейства, в скобках - полное или сокращенное наименование получателя средств (номер лицевого счета бюджетополучателя в поле "Плательщик" более не указывается);

в поле "Назначение платежа" перед текстовым указанием назначения платежа проставляются в скобках код бюджетной классификации Российской Федерации и номер лицевого счета получателя средств, открытый ему в органе федерального казначейства.

Заполнение платежных поручений в соответствии с указанными нормативными документами реализовано в типовой конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" программы "1С:Бухгалтерия" заранее. К моменту введения в действие указанных документов пользователи программы получили обновления, позволяющие формировать платежные поручения по новым правилам.

Чтобы поля платежного поручения заполнялись по правилам, установленным указанными документами, пользователь программы "Бухгалтерия для бюджетных организаций" должен заполнить соответствующие реквизиты в справочнике "Лицевые счета" - для заполнения полей "Плательщик", "Банк плательщика" и "Назначение платежа" и в справочнике "Расчетные счета" - для заполнения поля "Получатель". Правила заполнения реквизитов приведены в электронном описании справочников.

В справочнике "Лицевые счета" хранится информация обо всех лицевых счетах учреждения, открытых в отделениях казначейства или банках.

В справочнике "Расчетные счета" (подчиненном справочнику "Контрагенты", в котором находится информация обо всех юридических и физических лицах, с которыми учреждение производит расчеты) хранится информация о расчетных счетах контрагентов.

Для лицевых счетов, открытых в органах казначейства, в карточке счета следует указать, что расчеты проводятся через казначейство (включить одноименный флажок).

На закладке "Плательщик" справочника "Лицевые счета" (закладке "Получатель" справочника "Расчетные счета") задается образец заполнения соответствующих полей платежного поручения. Здесь можно отредактировать текст, автоматически сформированный из значений реквизитов справочника. В этом случае в печатной форме платежного поручения реквизиты будут указаны так же, как на закладке "Плательщик".

На закладке "Назначение платежа" справочника "Лицевые счета" задается шаблон заполнения одноименного поля платежного поручения по реквизитам табличной части документа "Платежное поручение".

Требования различных территориальных органов казначейства к заполнению поля "Назначение платежа" платежного поручения могут различаться. Они могут быть различны и в одном органе казначейства при проведении кассовых расходов с различных лицевых счетов (например, открытых для операций по бюджетным и внебюджетным средствам). Для автоматизации заполнения поля "Назначение платежа" платежного поручения в соответствии с требованиями территориального органа казначейства, в котором бюджетополучателю открыт лицевой счет, предусмотрена возможность настройки шаблона формирования этого поля. Шаблон представляет собой текстовое поле, в котором (в угловых скобках) указаны произвольные разделители и наименования реквизитов для подстановки значений. Он назначается для каждого лицевого счета. В шаблон можно включить следующие реквизиты: коды ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, код целевой программы, дополнительный код, номер лицевого счета бюджетополучателя, номер и дата договора, в рамках которого производятся расчеты, номер и дата счета-фактуры, номер бюджетного обязательства, месяц финансирования, код (номер) бюджетополучателя, сумма, наименование налога и др.

В окне "Шаблон назначения платежа" можно отредактировать порядок следования реквизитов, задать разделители и словесные описания реквизитов в соответствии с требованиями обслуживающего казначейства. Для соблюдения требования п. 54 Инструкции № 142н автоматически сформированный текст можно отредактировать, например, так:

(Гл <Прямой получатель по ППП>; РЗПР <Подраздел по ФКР>; ЦС <Целевая статья по КЦСР>; ВР <Вид расхода по КВР>; ЭКР <Код по ЭКР>; Л/с <Номер лицевого счета>) Сумма <Сумма>; <Наименование налога>

Текст в поле "Назначение платежа" документа "Платежное поручение" будет формироваться в том виде, в каком он задан в шаблоне. Вместо указанных в угловых скобках наименований реквизитов будут отражаться их значения.

Следует отметить, что поле "Назначение платежа" платежного поручения заполняется по шаблону только тогда, когда данные введены в табличную часть документа "Платежное поручение" (она доступна при включенном флаге "Расшифровка"). После заполнения табличной части нужно сформировать по шаблону текст назначения платежа нажатием кнопки "Заполнить из таблицы". Выведенный в окно текст назначения платежа можно редактировать. Текст, введенный в окне "Назначение платежа", будет отражен в печатной форме документа "Платежное поручение".

Подробнее о подготовке платежных поручений в программе "Бухгалтерия для бюджетных организаций" можно ознакомиться в разделе "Методическая поддержка 1С:Предприятия 7.7 - Рекомендации по внедрению и использованию типовых конфигураций - Конфигурация "Бухгалтерия для бюджетных организаций" информационно-технологического сопровождения. В нем рассмотрены особенности расчетов через территориальные органы федерального казначейства, финансово-казначейские управления г. Москвы, подробно изучен один из самых сложных случаев - порядок оформления платежного поручения на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет. Эту же информацию, а также ответы на вопросы по подготовке платежных поручений можно найти в книге "1С:Предприятие 7.7. Бухгалтерия для бюджетных организаций в вопросах и ответах". В мае 2004 г. вышло третье, дополненное издание этой книги, актуализированное по состоянию на апрель 2004 г.

В соответствии с п. 2.1.1 Положения Банка России от 9.10.02 г. № 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" прием денежной наличности от организаций в приходную кассу банка производится по объявлениям на взнос наличными (код по ОКУД 0402001), представляющим собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции (далее - объявление на взнос наличными).

В конфигурации "Бухгалтерия для бюджетных организаций" предусмотрена подготовка объявления на взнос наличными по форме согласно приложению 3 к положению Банка России "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации". В обновлении конфигурации (7.70.427), выпущенном в июне 2004 г., предусмотрено заполнение полей объявления на взнос наличными в соответствии с п. 11 Положения № 257-П: "в полях "От кого" и "Получатель" объявления на взнос наличными после указания полного или сокращенного наименования органа федерального казначейства в скобках проставляются полное или сокращенное наименование бюджетополучателя, внесшего наличные деньги, и назначение суммы платежа, которое должно быть одинаковым в объявлении на взнос наличными, в квитанции и в ордере, и номер лицевого счета, открытого бюджетополучателю в органе федерального казначейства".

Управление федерального казначейства по Орловской области ввело новый вид приема платежных документов с использованием штрих-кода и выдало программу для их простановки в платежном поручении. Программу прилагаем. Можно ли использовать программу "Бухгалтерия для бюджетных организаций" для подготовки платежных поручений в соответствии с требованиями нашего казначейства?

Разумеется, программу "Бухгалтерия для бюджетных организаций" можно использовать для подготовки платежных поручений, на которые наносится штрихкод с информацией, указанной в платежном поручении.

Переданную вам программу в соответствии с приложенной к ней инструкцией надо установить на компьютер, на котором будет производиться печать платежных поручений из программы "Бухгалтерия для бюджетных организаций".

При установке программы осуществляется настройка соответствия "виртуального принтера" с особыми характеристиками для добавления штрих-кода реальному принтеру.

В документе "Платежное поручение" программы "Бухгалтерия для бюджетных организаций" формируется заполненный бланк платежного поручения. Для его вывода на печать надо выбрать "виртуальный принтер". В момент печати на виртуальном принтере на бланк наносится штрих-код, в котором закодирована информация, указанная в платежном поручении.

В документе "Покупка основных средств и НМА" программы "Бухгалтерия для бюджетных организаций" нет графы для указания износа основного средства, хотя в документе "Безвозмездное поступление" такая графа есть. Каким образом в документе "Покупка основных средств и НМА" отразить сумму ранее начисленного износа, если приобретается основное средство с износом (ранее эксплуатировалось продавцом)?

В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.99 г. № 107н (далее - Инструкция), основные средства отражаются в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости, т.е. по фактическим расходам на их приобретение, сооружение и изготовление, включая налог на добавленную стоимость (кроме их приобретения за счет средств от предпринимательской деятельности), а объекты, которые подвергались переоценке, - по восстановительной стоимости. Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается лишь в случаях переоценки, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации соответствующих объектов (п. 45).

В соответствии с п. 46 Инструкции при поступлении основных средств от других учреждений и организаций комиссией, назначенной руководителем учреждения, составляется акт приемки-передачи основных средств ф. ОС-1 бюдж. Форма акта, установленная в приложении к этой Инструкции, предполагает отражение в ней даты ввода в эксплуатацию объекта прежним собственником и накопленного на момент передачи износа.

Объекты основных средств, поступившие от других организаций безвозмездно, оформляются следующими бухгалтерскими записями: Д-т 010 (011-019, 031), К-т 250 (251, 020).

В соответствии с действующими Указаниями о порядке определения и отражения в бухгалтерском учете износа основных средств (фондов) учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР, и других организаций, начисляющих амортизацию (письмо Минфина СССР от 28.06.74 г. № АБ-23-Д) "при поступлении основных средств (фондов) - инвентарных объектов, бывших в эксплуатации, от других организаций принимающая сторона отражает в бухгалтерском учете по дебету счета 01 "Основные средства" их балансовую стоимость без вычета износа и по кредиту счетов 250 "Фонд в основных средствах" - их балансовую стоимость за вычетом износа и 020 "Износ основных средств" - сумму износа этих объектов на основании документов передающей организации". Таким образом, в этом случае должны быть сделаны две бухгалтерские записи: на сумму накопленного износа (Д-т 010 (011 - 019, 031), К-т 020) и на сумму балансовой стоимости за вычетом износа (Д-т 010 (011-019, 031), К-т 250 (251).

В связи с этим в программе "Бухгалтерия для бюджетных организаций" в документе "Безвозмездное поступление ОС и НМА" предусмотрено задание нормы износа и суммы накопленного износа основных средств, бывших в эксплуатации в передающей организации. При этом, по нашему мнению, такие записи можно сделать, если основное средство принимается к учету по стоимости, по которой оно учитывалось у передающей организации.

Согласно п. 47 Инструкции № 107н основные средства, полученные и переданные учреждениями безвозмездно, отражаются в бухгалтерском учете по рыночной стоимости. Если рыночная стоимость основного средства отличается от стоимости, по которой оно учитывалось у передающей организации, то сумма накопленного износа не будет соответствовать балансовой стоимости и тем самым будет неверно характеризовать степень изношенности основного средства.

Объекты основных средств, приобретенные у поставщиков, приходуются на балансе по документам поставщика - товарно-транспортным накладным, счетам-фактурам (п. 46). При этом в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие записи: Д-т 013 (015-019, 031), К-т 178 (130, 131 ) на сумму фактических расходов на приобретение машин и оборудования, нематериальных активов, транспортных средств, инструментов, производственного (включая принадлежности) и хозяйственного инвентаря, рабочего и продуктивного скота, книг, включаемых в библиотечный фонд, и пр. Одновременно производится вторая запись: Д-т 200 (201, 210, 220, 223, 225), К-т 250 (251) на ту же сумму.

Инструкция № 107н, равно как и прежняя инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях (от 12.11.93 г. № 122), не предусматривает особого порядка для отражения приобретения бывших в употреблении объектов основных средств, т.е. накопленный износ по таким основным средствам не должен приниматься к учету на балансе покупателя.

Почему нельзя принять на баланс износ, начисленный предыдущим собственником основного средства?

В общем случае сумма, уплаченная покупателем за бывшее в употреблении основное средство, может отличаться от его балансовой стоимости у продавца, и соответственно начисленный продавцом износ может не соответствовать продажной стоимости. Кроме того, при принятии имущества к учету надо учитывать стоимость покупки, например, бывшее в употреблении основное средство, стоимость приобретения которого ниже лимита для отнесения к основным средствам (в настоящее время 5000 руб.), приходуется как малоценный предмет и износ на него не начисляется.

Исходя из сказанного документ "Покупка основных средств и НМА" программы "Бухгалтерия для бюджетных организаций" не содержит реквизитов для указания износа.

В то же время при определении сроков полезного использования основных средств у новых собственников необходимо учитывать срок их эксплуатации у прежних владельцев. Об этом говорится в письме Минэкономики России от 29.12.99 г. № МВ-890/6-16 "Об определении сроков полезного использования основных средств": "Затраты организации по приобретению основных средств, бывших в эксплуатации, погашаются путем начисления амортизации исходя из оставшегося срока службы основных средств, т.е. нормы амортизационных отчислений рассчитываются в этом случае исходя из сроков фактической эксплуатации и предполагаемых сроков полезного использования у нового собственника основных средств.".

Данный порядок закреплен в п. 12 ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации: "Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками".

Когда приобретается основное средство, срок службы которого уже достиг нормативного срока эксплуатации, в целях налогового учета срок эксплуатации определяется покупателем самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества на основании предполагаемого срока полезного использования указанного объекта и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Таким образом, в целях налогового учета организация вправе самостоятельно установить срок полезного использования на основные средства, бывшие в эксплуатации у прежнего собственника.

Возможность организацией самостоятельно установить срок полезного использования на основные средства закреплена в ПБУ 6/01 (положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", утвержденное приказом Минфина России от 30.03.01 г. № 26н), но она на бюджетные учреждения не распространятся.

Однако, по нашему мнению, этот порядок можно распространить и на порядок отражения износа в бухгалтерском учете бюджетных учреждений, поскольку износ основных средств - это статистическая величина, характеризующая степень изношенности основных фондов, т.е. потери физических качеств, снижения технико-эксплуатационных возможностей, на основании которой принимается решение о необходимости и сроках замены основных фондов.

В случае когда приобретенное имущество может быть отнесено к основным средствам, для применения самостоятельно рассчитанных норм износа покупателю следует получить от продавца документы, подтверждающие срок фактической эксплуатации приобретаемого основного средства. Такими документами являются, например, акт о списании основных средств и акт о списании транспортных средств (унифицированные формы № ОС-4, № ОС-4а, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.03 г. № 7, или № ОС-4 бюдж, № ОС-4а бюдж, утвержденные приказом Минфина России от 30.12.99 г.), акты приемки-передачи, в которых указан срок фактической эксплуатации, или технический паспорт с указанием даты приобретения прежним владельцем и т.п. Или необходимо заключение приемной комиссии. Его обязательно надо оформить документально.

Сведения о сроках полезного использования и эксплуатации нужно внести в карточку основного средства (справочник "Основные средства"). На закладке "Индивидуальные характеристики" в реквизитах "Краткая индивидуальная характеристика объекта" рекомендуем указать, что было приобретено бывшее в употреблении основное средство, в реквизите "Дата выпуска" - данные по паспорту. На закладке "Поступление-выбытие" в реквизите "Дата ввода в эксплуатацию" также можно указать примерную дату начала эксплуатации у прежнего собственника.

Норму износа в карточке основного средства можно установить исходя из срока полезного использования, исчисленного для новых объектов основных средств, за вычетом срока фактической эксплуатации.

Пример. Срок использования нового объекта 10 лет, он использовался 5 лет, значит, новый срок полезного использования - 5 лет.

Норма износа - (100% : 5) = 20 %.

Для ее установки на закладке "Износ" справочника "Основные средства" в реквизите "Код нормы износа" следует выбрать из справочника "Нормы износа" (ЕНАОФ) элемент с кодом 99999 "Нет в списке", а в реквизите "Норма износа" указать "20". Установив правильную норму, не нужно в дальнейшем корректировать реквизит "Код нормы износа", так как это влечет автоматическое изменение заданной нормы износа.

Пример. Основное средство эксплуатировалось у продавца 3 года из 12 (норма 8,3). Новая норма износа вычисляется так:

100 : (12-3) = 11,1%.

В инвентарной карточке основного средства при его постановке на учет не надо указывать сумму износа в графе "Износ по документам приобретения".

Таким образом, в документе "Покупка основных средств и НМА" при оприходовании ранее эксплуатировавшегося основного средства не нужно указывать сумму износа. В нем такой реквизит и не предусмотрен.

К. СЕРГЕЕВА
Фирма "1С"