Автоматизация SPA-отеля
В рамках рубрики "Советы профессионалов" мы продолжаем делиться с Вами особенностями автоматизации тех или иных видов отелей, и сегодня поговорим о SPA-отелях.
В последнее время во всем мире очень популярны отели со SPA-комплексами, а также специальные SPA-отели, где задачи оздоровления, релаксации с применением разнообразных водных процедур и других средств выходят на первое место. Городские отели категории 5* обязательно предоставляют своим гостям услуги фитнес- или SPA- центров.
Вообще мировой рынок SPA очень молод, однако, он быстро развивается. Во многих странах его объём за последние несколько лет вырос более чем на 100%. Россия тут не исключение. Конечно, количество SPA-отелей еще недостаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос, но они есть и пользуются популярностью. За примерами далеко ходить не надо – это не только Москва и Московская область, но и крупнейшие курортные зоны России.
Сегодня вновь строящиеся отели уровня 4* и 5*, как правило, обязательно создают у себя такую бизнес-единицу, как SPA-центр и это часто свидетельствует о высоком уровне гостиничного комплекса и хорошем уровне сервиса. Эксперты прогнозируют, что в скором времени SPA при отелях станет такой же обычной составляющей как ресторан или бар.
SPA-индустрия привлекает к себе все новых и новых поклонников. По прогнозам, спрос будет расти и дальше, ведь здоровое тело и здоровый дух – это не только дань моде. Разработанные специалистами индивидуальные программы релаксации делают человека не только более здоровым, но и способствуют более позитивному восприятию жизни.
Современный SPA-центр при отеле может состоять из нескольких тематических зон:
-
Рецепция (включая spa-бутик и зону ожидания).
-
Раздевалки (со шкафчиками, санитарными узлами и душевыми).
-
Термальный комплекс (бассейны - плавательные, гидромассажные, лечебные) с комфортабельными подогреваемыми лежаками.
-
Банная зона.
-
Бьюти-зона (различные помещения для массажа, косметических и терапевтических процедур).
-
Фитнес центр.
-
Фито бар.
Данный пример показывает, что SPA-центр является довольно сложной структурой при отеле, со своими потребностями, своей «жизнью» и своим персоналом.
Основная задача обычного отеля – обеспечить гостю комфортное проживание и соответствующий классу отеля уровень сервиса. Основная же задача SPA-отеля – каждый гость, комфортно проживая в отеле должен расслабиться, снять стресс, пройти курс оздоровления и отключиться от повседневных забот.
Поэтому стандартные задачи отеля (бронирование, управление номерным фондом, размещение и housekeeping) усложняются не совсем свойственными классическому отелю задачами:
-
Предварительная запись гостей на процедуры.
-
Управление помещениями SPA.
-
Обслуживание гостей по различным SPA программам – часть услуг включена в стоимость, часть оказывается за дополнительную плату.
-
Взаиморасчеты с гостями отеля.
-
Управление персоналом SPA.
Таким образом, выделение SPA-центра в отдельную, самостоятельную, бизнес-единицу является одним из подходов в управлении SPA-отелем. Управление доверяется профессионалам в области SPA, с контролем уровня сервиса и основных финансовых показателей со стороны менеджмента отеля.
SPA-отель – это 3 бизнес направления, с единой задачей: 100% удовлетворение потребностей гостей в качественном и комфортном отдыхе:
-
Гостиничный бизнес.
-
Ресторанный бизнес.
-
SPA бизнес.
Соответственно для улучшения качества обслуживания гостей отеля, повышения прозрачности управления и получения комплексной информации о деятельности отеля необходима комплексная система автоматизации.
Существует несколько вариантов комплексной автоматизации. Самый простой – использование одной системы, которая по функциональным возможностям соответствует всем трем бизнес направлениям. По многим причинам это не выход. Одна из них – невозможно в одной системе качественно и за разумные деньги совместить функции управления отелем, обслуживание официантом гостей в ресторане и управление помещениями SPA-центра. Уж очень разнородны по своей сути задачи.
Существует и другой вариант – использовать для каждого из направлений бизнеса свою отраслевую систему, которые в конечном итоге интегрированы между собой. Рассмотрим преимущества этого варианта подробнее.
Нет необходимости использовать одну систему, которая объединяла бы в себе все нужные нам функции, но на «компромиссе», в ущерб полной функциональности каждого блока в отдельности. Все отраслевые решения именно этим и отличаются – они предназначены специально для автоматизации конкретного вида бизнеса, знают его бизнес-процессы и потребности.
Поскольку все 3 направления объединяет гость отеля, то и требования к интеграции отраслевых решений должны быть на уровне «гостя». Карта-ключ от номера идеально подходит для этой цели, теперь это не просто средство отпирания дверей, а единая расчетная карта гостя – ведь когда гость не в номере, карточка-ключ у него всегда с собой. Впрочем, единой расчетной картой может быть и любая другая магнитная карта, необязательно карточка-ключ от номера (для отелей, с обычными ключами от номеров).
При заезде в отель гость получает карту-ключ от номера (она же единая расчетная карта) и может на своем лицевом счету разместить любую, необходимую ему, сумму денежных средств. В период проживания все услуги отеля, связанные с рестораном или SPA-комплексом, оказываемые за отдельную плату, записываются на "номер гостя" с автоматическим контролем баланса по лицевому счету. Стоит отметить, что гость в любой момент времени может на стойке регистрации пополнить свой лицевой счет. При этом совершенно необязательно использовать дебетовую систему взаиморасчетов, можно работать и по кредитной схеме, когда все взаиморасчеты осуществляются на стойке регистрации в момент выезда из отеля.
Преимущества такой схемы работы очевидны:
-
гостю нет необходимости находясь на отдыхе постоянно возвращаться к реалиям нашей жизни – деньгам;
-
в отеле исключен наличный оборот денежных средств в течение всего периода проживания гостя;
-
все взаиморасчеты с гостем сконцентрированы на стойке регистрации и легко контролируются.
На практике отель, рестораны и SPA действительно являются в какой-то степени самостоятельными подразделениями, так почему бы им не предложить "свою" автоматизацию? У каждого свой, знакомый только ему, набор бизнес-процессов и функций контроля. Никто никому не мешает, не зависит друг от друга и занимается своим делом ради общего блага – повышения качества обслуживания гостей и процветания отеля.
В предыдущей статье мы уже говорили о снижении затрат на приобретение и сопровождение. Действительно, однородное программное обеспечение для всех подразделений от одного производителя и стоимость поддержки, сопоставимая со стоимостью сопровождения обычной бухгалтерской программы, помогут в этом. Отраслевой функционал позволит свести к минимуму необходимость доработок, что также положительно сказывается на стоимости системы и позволяет провести внедрение в более сжатые сроки.
С точки зрения масштабируемости при таком подходе к автоматизации не стоит забывать и том, что нагрузка на вычислительные мощности распределена, и отказ одной из систем не приведет к остановке всей деятельности отеля в целом.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что комплексный подход к автоматизации с использованием отраслевых решений позволяет создать единое информационное пространство для всех подразделений SPA-отеля, которое существенно повысит прозрачность и эффективность управления и приведет к повышению качества обслуживания гостей отеля. А это немаловажно в гостиничном бизнесе и тем более в SPA-бизнесе.