Автоматизация предприятия машиностроительного комплекса "Уфимский завод автомобильных моторов"

Партнер: Компания "Байт"

Автоматизированы следующие функции:

  • Управление продажами, логистикой и транспортом (SFM, WMS, TMS)
    • Продажи (сбыт), сервис, маркетинг
  • Финансы, управленческий учет, мониторинг показателей
    • Учет бухгалтерский, налоговый, бюджетный, включая регламентированную отчетность
      • Бухгалтерский учет

Описание

Для построения автоматизированной системы управления УЗАМа, была выбрана конфигурация "ИТРП: Производственное предприятие. Стандарт".
Особенности разработки и внедрения:
-В процессе внедрения системы был выполнен значительный объем работ по переносу информации из баз данных АСУП предприятия: введена единая система кодирования ТМЦ, проведена выверка и коррекция технологической информации.
-Было разработано «Положение о кодировке и классификации ТМЦ», в котором, в частности, решалась проблема «цехоперехода» внутри передела – при переходе из цеха в цех к коду таких ТМЦ прибавлялся постфикс, содержащий в себе порядковый номер «цехоперехода» и код цеха.
-Учет брака, недостач и прочих потерь. Учет брака, недостач, пересортицы и прочих потерь осуществляется с помощью универсального документа «Передел», который позволяет распечатывать для каждого случая свою форму. Отнесение потерь от недостач, брака, пересортицы возможно как на счета, определенные наиболее частыми ситуациями, так и на произвольные счета. Созданный, но не завизированный бухгалтером документ «Передел» исключает ТМЦ из оперативного учета и планирования. При этом такие «зависшие» ТМЦ на предприятии носят название «отложенные остатки» и их можно просмотреть специальным отчетом. После выяснения причин брака, недостач, или признания брака исправимым документ проверяется и дооформляется бухгалтером.
Параллельно в рамках внедрения системы были реализованы и внедрены схема электронного визирования документов и схема разделения прав.
-Схема визирования. При передаче ТМЦ из одного подразделения в другое необходимо согласие обеих сторон на это перемещение, причём передача может быть как между цехами, где документы формируют инженеры производственно-диспетчерского бюро (ПДБ), так и между складами. Документ создается одной из сторон в соответствии с регламентом документооборота и проводится (по регистрам оперативного учета) только тогда, когда его завизируют все заинтересованные лица. При этом состав виз может меняться в зависимости от определённых условий. Например, при превышении лимита на материалы документ «Требование» необходимо завизировать в отделе обеспечения. Для изменения документа его необходимо «развизировать». После визирования документа бухгалтером (в течение установленного срока) документ нельзя удалить или изменить. По «незавизированным» составляется отчет, показывающий документы, которые не визировались. Настройка схемы визирования очень гибкая и поддерживает задание условий для реквизитов документа на уровне объектов системы.
-Схема разделения прав. Поскольку на предприятии большое количество подразделений и складов и в каждом их них могут создаваться документы по движению ТМЦ, необходимо разграничивать права доступа так, чтобы пользователи могли редактировать, а лучше и видеть, только свои документы. Для этого реализована универсальная настраиваемая схема разделения прав, которая позволяет задать пользователю права на доступ к документам по подразделению, складу или группе складов. При этом в журнале документов пользователь будет видеть только те документы, доступ к которым у него разрешен.
-Схема перекрестных межцеховых услуг и формирования фактической себестоимости. Эта схема означает, что один из цехов вспомогательного производства может оказывать услуги другому цеху и одновременно получать от этого цеха другие услуги. Здесь в себестоимость первой услуги входит себестоимость второй и наоборот. Такая система «с обратной связью» корректно разрешается при выполнении регламентной операции закрытия месяца. На том же принципе «произвольных обратных связей» основан весь механизм расчета управленческой себестоимости изделий: в частности, можно списывать на затраты изделия, изготовленные в текущем месяце, а также последовательно производить изделия одно из другого в одном и том же цехе в рамках одного месяца, хотя их стоимость будет сформирована только в конце месяца.
Особенности учета движения ТМЦ:
•имеется единый (а не раздельный) список складов и подразделений, перемещение ТМЦ между которыми оформляется одним универсальным документом;
•учёт остатков всех ТМЦ ведётся по статьям затрат – для полноты учета и контроля;
•межцеховые услуги учитываются по схеме ТМЦ: производятся в цехе-изготовителе, затем перемещаются в цех-потребитель, а там списываются на общецеховые расходы.
Осуществляется общий принцип суммового учета движения ТМЦ: все суммовые движения, кроме поступлений ТМЦ от внешних поставщиков, формируются в конце месяца, стоимость всех перемещенных ТМЦ рассчитывается по факту, в том числе ни стоимость забракованных изделий.
Управленческая себестоимость изделий формируется на основании данных:
•суммовые остатки по ТМЦ на начало месяца плюс данные по поступлениям от внешних поставщиков;
•внутренние движения ТМЦ в количественном выражении;
•данные об изготовлении изделий, где указывается их прямой материальный состав – входимость;
•данные о косвенных затратах (зарплата, амортизация и т. п.) в суммовом выражении и данные о списании материалов на общепроизводственные расходы – в количестве;
•коэффициенты распределения косвенных затрат – нормативная заработная плата.
В результате мы получаем:
•себестоимость изделий в разрезе статей затрат и цехов, т. е. одно и то же изделие, произведенное в разных цехах, может иметь в общем случае разную себестоимость;
•сводный суммовой учет движения ТМЦ за месяц в разрезах подразделений (складов), ТМЦ, статей затрат и счетов учета;
•закрытие бухгалтерских счетов осуществляется как обычно.

Внедрение

ОАО «Уфимский завод автомобильных моторов»

ОАО «Уфимский завод автомобильных моторов» является одним из крупнейших предприятий машиностроительной отрасли России. Завод был основан в 1966 г. и производит автомобильные двигатели внутреннего сгорания и запасные части к ним. Проектная мощность – 500 тыс. двигателей в год. Основной характер производства – серийное, многопередельное.

Уфа, Сентябрь 2003

Параметры

Численность персонала составляет около 1500 человек. На предприятии имеется 7 цехов основного и 4 цеха вспомогательного производства. Номенклатура выпускаемой продукции насчитывает более 300 позиций, не считая полуфабрикатов собственного производства. Общее количество позиций номенклатуры, включая материалы, инструменты и запасные части, составляет около 50 тыс. Сеть реализована на платформе Windows 2000 и Novel клиент, серверы 2 шт., АРМ –200.