Автоматизированная система управления сбытом энергии и расчетами с потребителями (АСУСЭ и РП)

Фирма "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго"
Иркутск, Ноябрь 2004

Вариант работы: Клиент-серверный (сервер базы данных: Microsoft SQL Server)
Общее число автоматизированных рабочих мест: 350

Количество одновременно работающих клиентов
Толстый клиент: 90

Описание

ОАО "Иркутскэнерго" - третья по величине энергосистема России. Энергосбытовая деятельность ОАО "Иркутскэнерго" полностью централизована и осуществляется фирмой "Энергосбыт", 9 отделений которой территориально удалены друг от друга. С 1997 года в "Энергосбыт" функционировала автоматизированная система учета энергии, созданная специалистами фирмы как набор автоматизированных рабочих мест и обеспечивавшая автоматизацию расчетов с потребителями энергии, формирование финансовой, управленческой и статистической отчетности о полезном отпуске и реализации энергии ОАО "Иркутскэнерго".

К началу реализации проекта на технологической платформе "1С:Предприятие" срок эксплуатации действовавшей системы составил 7 лет. Несмотря на устойчивую работу старая система имела неполное функциональное наполнение рабочих мест, а используемые файл-серверные технологии, "лоскутная" архитектура и программно-техническая среда разработки морально устарели.

При этом необходимо отметить, что в ОАО "Иркутскэнерго" уже имеется опыт успешного внедрения масштабной автоматизированной системы на технологической платформе "1С:Предприятие". В 2003 году специалистами "IBS" и "Форус" завершен проект автоматизации бухгалтерского учета с унификацией применяемых первичных документов и схем документооборота и консолидацией данных бухгалтерского учета подразделений в исполнительной дирекции. В рамках этого проекта система развернута в 23 подразделениях ОАО "Иркутскэнерго", в общей сложности автоматизировано 420 рабочих мест.

Необходимость в модернизации автоматизированной системы предприятия возникла в связи с появлением новых требований к АСУСЭ и РП, в том числе обусловленных реформированием электроэнергетики РФ в соответствии с федеральным законом "Об электроэнергетике", положившем в основу реформирования отрасли принципы демонополизации и развития конкуренции в сфере сбыта энергии. Благодаря использованию новой автоматизированной системы "Энергосбыт" планирует существенно повысить эффективность работы с клиентами и упрочить свои позиции на рынке в том числе повысить контроль над энергосбытовой деятельностью и как следствие повысить собираемость.

Руководством предприятия была поставлена задача спроектировать и внедрить информационную систему, обеспечивающую эффективное принятие управленческих решений в условиях как регулируемого, так и свободного рынка тепловой, электрической энергии и жилищно-коммунальных услуг. В условиях реформирования электроэнергетики и роста конкуренции на рынке предложенное решение реализует принципиально новый подход - от пассивной системы фиксации отношений с потребителями к активной политике взаимодействия с клиентами. Таким образом, АСУСЭ становится для заказчика инструментом достижения и поддержания конкурентных преимуществ на рынке энергетики и жилищно-коммунальных услуг посредством реализации политики ориентации на клиента, предоставления максимума услуг и сни-жения издержек на обслуживание.

АСУСЭ и РП создана ГК "Форус" на базе новейших достижений в области информационных технологий и нацелена на решение следующих задач:

- управление контактами (отношениями) с потребителями и поддержка их обслуживания;
- регистрация и учет договорных отношений с потребителями - юридическими и физическими лицами;
- расчет количества и стоимости предоставленной потребителям энергии и сопутствующих услуг;
- учет и паспортизация оборудования (приборов учета энергии);
- ведение финансовых расчетов с потребителями (юридическими и физическими лицами) за предоставленную энергию и сопутствующие услуги;
- ведение расчетов с потребителями-банкротами и потребителями-должниками;
- ведение расчетов с потребителями, финансирующимися из бюджетов различных уровней;
- учет и регистрация судебных исков, претензий и судебных решений по ним к потребителям компании;
- планирование, учет и контроль исполнения мер воздействия на потребителей компании за нарушение технических условий подключения и порядка финансовых расчетов;
- расчет небалансов отпуска и полезного отпуска и выявление точек коммерческих потерь электрической энергии от хищений и самовольных подключений;
- планирование объема полезного отпуска и продаж энергии и сопутствующих услуг;
- визуализация плановых и отчетных аналитических показателей посредством формирования управленческой, бухгалтерской и статистической отчетности;
- интеграция с унаследованными информационными системами: автоматизированной системой бухгалтерской отчетности компании, автоматизированной системой контроля и учета тепловой и электрической энергии в части показаний приборов;
- обеспечение взаимодействия компании и потребителей в сети Internet.

Проект внедрения АСУСЭ и РП состоял из разработки нескольких подсистем:

- финансовой подсистемы;
- подсистемы расчета количества потребленной электроэнергии юридическими лицами на основании договоров электроснабжения;
- подсистемы расчета количества потребленной тепловой энергии юридическими лицами на основании договоров теплоснабжения;
- учет расчетов с физическими лицами за потребленную тепловую и электрическую энергию.

Также предполагается проведение тренинга с персоналом заказчика и оказание консультационной поддержки на этапе тиражирования подсистем.

Объектом автоматизации выступили 9 отделений филиала "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго", обеспечивающие реализацию электрической и тепловой энергии юридическим и физическим лицам. Всего по области планируется автоматизировать 350 рабочих мест. Логическая структура территориально-распределенной системы сбыта энергии и расчетов с потребителями представлена на схеме.


В качестве программной платформы для разработки системы было выбрано "1С:Предприятие 8.0" - она поддерживает распределенную базу данных в виде самостоятельных баз данных отделений филиала, позволяет вести автономную работу в условиях отсутствия связи с центральной базой данных, имеет возможность дальнейшего развития и интеграции с другими автоматизированными системами, обеспечивает тиражируемость (возможность подключения филиалов и дочерних компаний), безопасность (исклю-чение несанкционируемого доступа), надежность и устойчивость функционирования. Гибкость, настраиваемость, интеграционные возможности и отчуждаемость решения, разрабатываемого на базе "1С:Предприятие 8.0", создает различные возможности для применения самых разных сценариев развития системы: силами службы отдел информационных технологий заказчика, с привлечением внешних разработчиков или в комбинированном варианте. Это позволяет постепенно наращивать функциональность системы, развивать ее в направлении электронного документооборота, геоинформационных систем (ГИС), WEB-технологий для построения системы управления отношениями с потребителями энергии (CRM), взаимодействия с платежными системами.

При выборе исполнителя проекта внедрения АСУСЭ и РП фирма "Энергосбыт" опиралась на "Концепцию автоматизированной информационной системы поддержки обслуживания клиентов для компании "Энергосбыт", специально разработанную специалистами ГК "Форус" в 2002 году. На основе этой Концепции фирмой "Энергосбыт" в начале 2004 года был проведен тендер по выбору разработчика АСУ-СЭ и РП. Разработки "Форус" на платформе "1С:Предприятие" признаны наиболее соответствующими требованиям системы управления энергосбытовой деятельностью.

Срок реализации проекта - с марта 2004 по февраль 2005 года. В настоящее время проект завершен. Столь сжатые сроки реализации проекта во многом обусловлены тесным сотрудничеством специалистов ГК "Форус" со всеми службами "Энергосбыт" и непосредственным участием руководства заказчика - директора по развитию и ИТ ОАО "Иркутскэнерго" Панферова С.Г., директора фирмы "Энергосбыт" Николаева В.В., главного инженера фирмы "Энергосбыт" Клепикова С.А. и их коллег. Партнерские отношения сторон позволили более взвешенно проработать задачи по созданию прототипа системы и учесть интересы всех подразделений и групп пользователей.

Как отметил Сергей Геннадьевич Панферов, "Уже сейчас можно прогнозировать, что срок окупаемости системы составит от 2 до 4 лет. Разумеется, это приблизительная оценка, так как при внедрении новых программных продуктов подсчет экономического эффекта в явном виде затруднителен, а подчас и невозможен. Для нашего случая это очень хороший показатель окупаемости, - обычно на окупаемость проектов, которые мы рассматриваем как инвестиционные, закладывается срок до 4-5 лет. Я думаю, наибольший эффект от внедрения получат подразделения, занимающиеся непосредственно сбором денег, так как система дает возможность усилить контроль над объемом денежных поступлений, и, значит, оперативно реагировать в отношении неплательщиков. За счет этого повысится эффективность деятельности компании в целом, что в конечном итоге положительно скажется на всех наших потребителях".

Кроме описанных подсистем, планируется развивать АСУСЭ и РП в направлении внедрения модулей расчета отпуска газа и хлорированной воды, старт этих проектов намечен на первый квартал 2005 года.