В Москве прошел международный конгресс "Здоровьесберегающие технологии в образовании: научно-методологические подходы и аспекты применения информационных систем"
7 ноября 2014
В Москве прошел международный конгресс "Здоровьесберегающие технологии в образовании: научно-методологические подходы и аспекты применения информационных систем"

Статья о продукте: 1С:Плановое питание 1С:Психодиагностика образовательного учреждения 1С:Кабинет здоровья образовательного учреждения 1С:Школьная проходная

Сегодня использование здоровьесберегающих технологий является одним из целевых показателей эффективности работы образовательной организации. В Федеральном законе № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" особое внимание уделено комплексу мер и поддерживающих их систем для организации и внедрения здоровьесберегающих технологий, организации на базе учреждений образования "кабинетов здоровья" с соответствующим программно-аппаратным обеспечением, а также профессиональному психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса (ст. 41, 42 ФЗ №273). При этом очень важна организация здорового питания обучающихся и воспитанников на базе образовательной организации в соответствии с требованиями действующих санитарных правил и норм (ст. 37 ФЗ №273). Основы для внедрения здоровьесберегающих технологий были заложены еще в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", где при рассмотрении основного направления развития общего образования "Сохранение и укрепление здоровья школьников" было отмечено: "Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья — дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека — важный показатель его личного успеха".

6 ноября 2014 года фирма "1С" совместно с Научно-исследовательским институтом детского питания РАСХН при поддержке Лиги образования, Психологического института Российской академии образования, издательства "Образование и Информатика", Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере провели международный конгресс "Здоровьесберегающие технологии в образовании: научно-методологические подходы и аспекты применения информационных систем".

Более 120 представителей системы образования из 100 организаций Республики Беларусь, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской, Рязанской, Свердловской, Тамбовской, Тверской областей,

Республики Саха (Якутия), Республики Башкортостан, Республики Дагестан, Ямало-Ненецкого автономного округа собрались, чтобы обсудить актуальные вопросы организации здорового детского питания, психолого-педагогического сопровождения и медицинского обслуживания воспитанников и учащихся, построения безопасной информационно-образовательной среды.

Заместитель директора по инновациям НИИ детского питания РАСХН, доктор биологических наук, профессор Исаев Вячеслав Арташесович, открывая Конгресс, отметил, что "рациональное питание в детском и подростковом возрасте способствует гармоничному физическому и умственному развитию, высокой работоспособности и успеваемости школьника, создает условия для адаптации к факторам окружающей среды, оказывает существенное влияние на качество жизни, является необходимым условием формирования и сохранения здоровья детей и подростков".

"Cогласно требованиям ФГОС, в образовательной организации должна быть создана информационно-образовательная среда, обеспечивающая достижение целей основного общего образования и гарантирующая охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, а также специфику их возрастного физического развития", – отметила руководитель группы автоматизации учреждений дошкольного и общего образования фирмы "1С" Зульмира Маликовна Яникова.

Помощник генерального директора НПЦ Национальной академии наук Беларуси по продовольствию, кандидат технических наук Елена Сергеевна Колядич представила опыт организации питания детей в Республике Беларусь.

Доктор психологических наук, профессор Алексей Николаевич Гусев, заместитель заведующего кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова, акцентировал внимание делегатов на том, что "решение проблемы надежной и объективной оценки психологических особенностей учащихся, их психологического благополучия обусловлено как новыми образовательными стандартами, так и ежедневной практикой работы психологов образовательных учреждений".

Доктор фармацевтических наук, профессор Николай Георгиевич Преферанский, руководитель отдела разработки медицинских и фармацевтических информационных систем НП МИАЦ РАМН, рассказал о роли саногенетического мониторинга, позволяющего контролировать физиологические и возрастные аспекты развития школьников, а также условия их обучения и проживания для формирования умений и навыков, необходимых для приобретения устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Делегаты из Республики Саха (Якутия) рассказали об уникальном региональном опыте разработки меню адаптированного под особенности питания детей с учетом климато-географических и национальных особенностей народов севера.

Активное участие в работе Конгресса приняли представители научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, таких как МГУ им. М.В. Ломоносова, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Пермская медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Московский институт открытого образования, Вологодский институт развития образования, Московский институт развития образования, Новосибирский НИИ гигиены, НИИ здоровья Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова и другие.

В ходе Конгресса прошли три тематические секции. На секции "Организация здорового детского питания в соответствии с требованиями действующего законодательства" были представлены методы формирования рационов питания и меню для организации питания детей и подростков, воспитания культуры здорового питания учащихся в плане осознанного выбора ими индивидуального рациона питания, иновационные технологии в производстве продуктов для детского питания и здорового долгожительства, опыт использования решений "1С" для повышения качества контроля и мониторинга при внедрении типовых региональных меню.

В рамках секции "Психолого-педагогическое сопровождение и медицинское обслуживание воспитанников и учащихся" обсуждались вопросы психолого-педагогического сопровождения и медицинского обслуживания воспитанников и учащихся. Авторы представили модели диагностики готовности педагогического коллектива к внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательных организациях различного типа, обсудили роль компьютерной диагностики в работе школьного психолога, основы воспитания культуры здоровья в подростковом возрасте. Многими докладчиками была подчеркнута важность психолого-педагогического сопровождения реализации основных образовательных программ, участия педагога-психолога в экспертизе и проектировании решения образовательных задач с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Вопросы формирования безопасной информационно-образовательной среды стали основой работы секции "Безопасная информационно-образовательная среда". Участники секции обсудили методологические подходы к построению информационно-образовательной среды, необходимость внедрения учебных программ о правильном питании как важного фактора формирования здорового образа жизни у ребенка. Делегаты Ивановской области представили региональный опыт внедрения систем безналичных платежей, контроля посещаемости обучающихся на основе электронной карты школьника, а также обеспечения мер безопасности территорий образовательных организаций.

Параллельно пленарным и секционным выступлениям была организована работа вернисажа, где были представлены решения "1С" для образовательных организаций: "1С:Плановое питание", "1С:Психодиагностика", "1С:Школьная проходная", "1С:Кабинет здоровья образовательного учреждения". Использование этих решений возможно как на уровне образовательных организаций, так и на муниципальном и региональном уровнях. Это позволяет реализовать социально значимые проекты любой сложности с использованием здоровьесберегающих технологий, что подтверждается успешными внедрениями во многих регионах РФ (Ивановская, Владимирская, Нижегородская, Пензенская, Новосибирская, Ростовская области, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Краснодарский край и др.).

Все тезисы докладов представлены в электронном сборнике трудов Конгресса, призванном помочь специалистам образовательных организаций в учебно-методической, научно-исследовательской и практической деятельности учебных заведений, а также при внедрении здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий. Наиболее актуальные и интересные тезисы докладов будут опубликованы в тематическом выпуске журнала "Информатика и образование" (№ 10, декабрь 2014 г.), входящего в Перечень рецензируемых научных журналов ВАКа.

Делегаты отметили важность и актуальность обсуждаемых проблем, полезность полученной информации. 
Кабанец Людмила Михайловна, старший воспитатель ГБОУ СОШ №460 СП "Радуга", г. Москва: "Мероприятие подготовлено на высоком профессиональном уровне. Много практических рекомендаций и опыта работы образовательных организаций. Интересно было слушать всех выступающих, четкое изложение материалов и регламент выступлений. Спасибо большое за интересно проведенное время!"

Хабарова Наталья Валентиновна, консультант отдела экономики и финансов управления дошкольного образования, г. Тамбов: "Проблемы, озвученные на конгрессе, будут всегда актуальны, а практическое их исполнение требует нормативной, информационной и даже психологической поддержки. Спасибо!"

Тупицина Татьяна Борисовна, руководитель структурного подразделения по здоровьесбережению ГБОУ СОШ №1400, г. Москва: "В рамках конгресса прозвучало много научных докладов, где были подняты актуальные вопросы в области здоровьесбережения при работе со школьниками и дошколятами. Значимое место было уделено вопросам безопасности образовательных организаций и контролю посещаемости. Спасибо за предоставленный опыт коллег из других регионов и демонстрации мастер-классов, за комфортную среду во время проведения всего мероприятия и хорошее настроение!"

Шерудилло Елена Александровна, директор МБОУО гимназия №23, г. Иваново: "Очень насыщенное, интересное мероприятие. Получила не только много полезной информации, но и заряд положительной энергии. Новые знакомства дали толчок к дальнейшему развитию".

Итоги работы Конгресса и предложения делегатов будут опубликованы на сайте мероприятия: http://solutions.1c.ru/zto