ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТОРГОВЛЕ
5 сентября 2013
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТОРГОВЛЕ

Источник: Электронный журнал "Управляем предприятием", №9 (32)
Автор статьи: Кулешов Дмитрий, руководитель направления автоматизации торговли, логистики и транспорта, фирма «1С»
Статья о продукте: 1С:Предприятие 8. Управление Автотранспортом. Стандарт 1С:Предприятие 8. 1С-Логистика: Управление складом 1С:Предприятие 8. TMS Логистика. Управление перевозками 1С:Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) 1С:Предприятие 8. 1С-Логистика:Управление складом 3.0 1С:Предприятие 8. Управление торговлей алкогольной продукцией 1С:Предприятие 8. Управление Автотранспортом для Украины 1С:Предприятие 8. Комплексная автоматизация торговли алкогольной продукцией 1С:Розница 8. Магазин одежды и обуви 1С:Розница 8. Книжный магазин 1С:Розница 8. Магазин строительных и отделочных материалов 1С:Розница 8. Ювелирный магазин 1С:Розница 8. Салон оптики 1С:Розница 8. Магазин автозапчастей 1С:Розница 8. Аптека 1С:Розница 8. Магазин бытовой техники и средств связи 1С:Предприятие 8. Центр спутникового мониторинга ГЛОНАСС/GPS 1С:Предприятие 8. Управление аптечной сетью Штрих-М: Торговое предприятие 5 Штрих-М: Кассир 5 1С-Рарус: Кассир, редакция 3 ЮвелирСофт: Ювелирный салон Далион: Управление магазином. Лайт (Базовая версия 1С:Предприятие 8) 1С:Управление торговлей 8. Базовая версия 1С:Управление торговлей 8 1С:Предприятие 8. Управление торговлей для Украины 1С:Предприятие 8 Управление торговлей для Казахстана. Базовая версия 1С:Предприятие 8. Управление торговлей для Казахстана 1С:Предприятие 8. Управление торговлей для Беларуси 1С:Розница 8. Базовая версия 1С:Розница 8 1С:Предприятие 8. Розница для Украины 1С:Предприятие 8. Розница для Казахстана 1С:Предприятие 8. Торговля для частных предпринимателей Украины 1С:Предприятие 8. Управление торговым предприятием для Украины 1С:Предприятие 8. Управление торговым предприятием для Казахстана 1С:Аптека для Казахстана 1С:Предприятие 8. Управление Автотранспортом. Проф 1С:Предприятие 8. Такси и аренда автомобилей 1С:Предприятие 8. Управление транспортным предприятием 1С:Предприятие 8. Розница для Беларуси 1С:Управление торговлей для Латвии 1С:Управление торговлей для Кыргызстана 1С:Предприятие 8. WMS Логистика. Управление складом 1С:Управление торговлей для Молдовы 1С:Розница для Молдовы 1С:Управление торговлей для Узбекистана 1С:Управление торговлей для Балтии

Обойтись без информационных технологий в торговой отрасли сегодня сложно. Для учета даже небольших объемов торговли используют, как минимум, электронные таблицы. Чем больше объемы торговли, тем больше требований предъявляют торговые организации к информационным потокам, сопровождающим движение товаров и позволяющим принимать правильные управленческие решения.

Торговля как сфера человеческой деятельности одной из первых стала внедрять информационные технологии. Можно считать, что именно в ней появилась «автоматизированная система учета»:

Налоговая инспекция тогда не контролировала кассовую ленту, учет был нужен самому предпринимателю, чтобы следить за работой наёмного продавца. Предприниматель обходил свои торговые точки, собирал выручку и проверял её сумму по кассовому аппарату. Если она не соответствовала кассовой ленте, разбирался с продавцами.

Шли годы, развивалась торговля, развивались информационные технологии. Конечно, остались те, кому и сегодня достаточно кассовых аппаратов, которые стали «умнее», легче и удобней, но суть процесса изменилась мало. Увеличились масштабы торговли, ассортимент, поток покупателей — все это на порядок больше, чем век назад, и управлять торговым предприятием без автоматизации стало весьма сложно, а иногда невозможно.
Современную торговлю можно структурировать по основным сегментам деятельности (см. схему).

  Сегментирование торговой оторасли

Схема. Сегментирование торговой отрасли
 
Оптовая торговля, дистрибьюция

Это узловое звено в цепочках поставок. Его задача связать производителя и потребителя продукции, которые могут находиться вдали друг от друга, в том числе, в разных странах.

Только самые крупные мировые производители в состоянии построить свою сбытовую логистику так, чтобы не нуждаться в посредниках. Работа посредника — оптовика или дистрибьютора — это уже давно не простое «купи - продай», а сложный процесс, предполагающий:

  • сбор и анализ потребностей клиентов;
  • привлечение новых и удержание постоянных клиентов;
  • расчёт и поддержание оптимального уровня складских запасов;
  • управление заказами;
  • управление поставками;
  • управление внутрискладской и транспортной логистикой.


Эти задачи решают товароучетные системы, торговые модули ERP-систем. За складскую логистику отвечают системы управления складами (WMS — Warehouse Management System), за транспортную — системы управления грузоперевозками (TMS — Transport Management System). Задачи взаимодействия с внешним миром решают специальные системы электронного обмена данными (EDI — Electronic data interchange). Задачи поддержания лояльности клиентов и маркетинговые задачи решаются совместно в товароучетных системах или соответствующих модулях ERP-систем и в системах управления взаимоотношениями с клиентами — CRM.

Тенденции развития оптовой торговли и дистрибуции, с одной стороны, диктуются рыночными условиями, с другой, — развитием информационных технологий.

 ценовая конкуренция

Рыночные условия таковы, что все возможности для интенсивного роста торговых предприятий практически исчерпаны. До предела обострена конкуренция. Один и тот же товар могут предоставить десятки и сотни поставщиков примерно по одним и тем же ценам. Ценовая конкуренция уходит на второй план, поскольку возможности для маневров на этом поле практически полностью выработаны различными бонусными схемами и программами лояльности. 


В таких условиях единственным эффективным инструментом конкурентной борьбы остается качество обслуживания клиентов. Разумеется, прежде всего, это поставки точно в срок, но не только. Повышают качество обслуживания и такие сервисы, как:

  • системы автоматизированного заказа товара;
  • интеграция информационных систем продавца и клиента;
  • оперативное информирование клиента о ходе выполнения его заказа.


Информационные технологии сейчас активно развиваются в мобильном секторе. Для торговли это означает, что сотрудники, никогда ранее не имевшие своих автоматизированных рабочих мест, получают их на планшетах и смартфонах.

Другой важный тренд — развитие облачных сервисов, существенно ускоряющих решение интеграционных задач: это и включение удаленных филиалов в общее информационное пространство, и интеграция с информационными системами внешних контрагентов.

Используя эти сервисы и информационные системы по отдельности, либо комбинируя их или внедряя интегрированные комплексные системы, в которых все эти модули органично соединены друг с другом, торговое предприятие успешно решает свои задачи.

Производственный сбыт

Сбытовые подразделения производственных предприятий, по сути, являются первыми дистрибьюторами в цепочке поставок, а потому решают практически все те же задачи, что и оптовые и дистрибьюторские компании. Отличие только в том, что они работают не с внешним поставщиком, а со своим предприятием. Следовательно, чтобы производство могло планировать свою работу, исходя из актуальных заказов, работа производственного сбыта должна автоматизироваться в рамках единой ERP-системы предприятия.

Использовать ли дополнительно WMS, TMS и CRM-системы или встроенные в ERP-систему модули, обладающие, как правило, упрощенными, по сравнению со специализированными решениями, функциями, зависит от каждого конкретного случая.

Из значимых тенденций развития сбытовой деятельности можно выделить стремление производителей управлять своими цепочками поставок, снижать затраты на них и максимизировать собственную прибыль. Поэтому информационным системам необходимо решать ряд интеграционных задач по всей цепочке поставок.

Розничная торговля

Розница — это «бутылочное горлышко» в цепочках поставок, самое узкое место. Ни один магазин не в состоянии выложить на прилавки весь ассортимент товаров, которые поставляются или производятся. Причина тому — физическое ограничение размеров торговой площади и полок. Задача эффективного ритейлера — выставить на полки именно тот товар, который принесет ему максимальную прибыль.

Розничные предприятия, благодаря своему стратегическому положению в цепочке поставок, диктуют свои правила игры всем участникам рынка. Так, например, у магазинов не принято расплачиваться сразу за поставленный товар. Отсрочка оплаты минимум на 40 дней имеется практически в каждом договоре на поставки в розничную сеть. Разумеется, есть и специальные службы, отвечающие за подписание таких договоров и за контроль взаиморасчетов по ним.

Очень важна для розницы организация логистики и управление ею. Часть логистических задач делегируется поставщикам, часть ритейлеры решают сами, строя собственные распределительные центры и транспортные службы.

В розничной торговле применяются три класса информационных систем:

  • фронт-офис (Front-officе) — решают задачи обслуживания покупателей, работают на специализированных рабочих местах, оснащенных необходимым оборудованием (фискальный регистратор, табло покупателя, эквайринговый терминал) или на POS-терминалах;
  • управление магазином (In store solution) — решают задачи учета движения товаров и денег в магазине, управления ценами, запасами, заказами, персоналом, маркетинговыми акциями и лояльностью покупателей. Существуют также комплексные системы, объединяющие товароучетные функции магазина с обслуживанием покупателей. Такие системы относятся к классу систем фронт-энд (front-end);
  • бэк-офис (Back-office) — решают весь спектр задач учета и управления торговым предприятием, часто относятся к системам ERP-класса. Из специфических розничных задач «отвечают» за управление взаимоотношениями с поставщиками и управление ассортиментом в розничной сети.


В розничной торговле очень строгие требования к надежности информационных систем. Поскольку многие розничные магазины работают в режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю, то такой же работоспособности они требуют от информационных систем. Время — деньги в буквальном смысле слова, каждый ритейлер знает, какова цена часа простоя его кассовой линии, часа простоя грузовиков на пандусе для разгрузки. Информационные системы анализируют и прогнозируют прибыльность по товарам и товарным группам, предоставляют информацию для принятия решения о вводе или выводе из ассортимента тех или иных товарных позиций.

Статья далее: http://consulting.1c.ru/journal-article.jsp?id=445