"1С:Предприятие" в автомобильной промышленности

13 октября 2003
Архивный материал

Источник: «Финансовая газета» №42, октябрь, 2003 год

ОАО "Уфимский завод автомобильных моторов" (УЗАМ) основан в 1966 г. и является одним из крупнейших предприятий машиностроительной отрасли России. Продукция завода — автомобильные двигатели внутреннего сгорания и запасные части к ним. Проектная мощность предприятия составляет 500 тыс. двигателей в год. На заводе работают около 1500 человек, имеется 7 цехов основного и 4 цеха вспомогательного производства. Номенклатура выпускаемой продукции насчитывает более 300 позиций, не считая полуфабрикатов собственного производства. Общее количество позиций номенклатуры, включая материалы, инструменты и запасные части, составляет около 50 тыс. Основной характер производства - серийное, многопередельное.

В апреле 2002 г. завод выделился из Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО). Перед руководством предприятия встала задача создания в кратчайшие сроки собственной автоматизированной системы управления. После анализа ряда предложений от российских ИТ-компаний выбор был сделан в пользу программных продуктов фирм "1С", "ИТРП", а также экспертов и специалистов компании "Байт" (1С:Франчайзи, г. Самара).

В результате переговоров между заказчиком и исполнителем были определены сроки реализации проекта: начало — июль 2002 г., завершение — весна 2003 г., дата перехода на новую систему — 1 января 2003 г. В соответствии со стандартной технологией ведения работ проект автоматизации УЗАМа выполнялся в два этапа. На первом этапе проводилось обследование предприятия и проектировалась система управления. На втором этапе выполнялись разработка и внедрение АСУП - автоматизированной системы управления предприятием.

До реализации проекта предприятие использовало две автоматизированные системы. Оперативный учет движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчет себестоимости выполнялись в АСУП УМПО. Обмен данными между подразделениями завода и АСУП УМПО проводился с применением дискет или бумажных распечаток. Решался ряд не связанных между собой задач, использовались разные базы данных, и, кроме того, комплекс был абсолютно не документирован.

На этапе обследования завода были определены основные участки предстоящей автоматизации: "Хранение технологической и нормативно-справочной информации", "Оперативный учет движения ТМЦ на складах и в основном производстве", "Учет услуг вспомогательного производства" и "Расчет заработной платы и кадровый учет".

Исходя из особенностей предприятия для построения автоматизированной системы управления УЗАМ эксперты компании "Байт" выбрали программные продукты "ИТРП:Производственное предприятие. Стандарт" и "1С:Зарплата и кадры".

Для реализации проекта были приобретены необходимые технические средства - компьютеры и принтеры, а также проложена компьютерная сеть на 100 рабочих мест, объединившая цеха основного производства и все склады.

В связи с тем что работа новой автоматизированной системы должна была поддерживаться в основном силами заказчика, на заводе были проведены мероприятия по реорганизации и созданию полноценного отдела АСУ.

Ядро команды внедрения автоматизированной системы составили руководитель проекта (ведущий специалист заказчика) и два разработчика компании "Байт". Дополнительно к реализации проекта были привлечены сотрудники отдела АСУ заказчика.

В процессе внедрения системы был выполнен значительный объем работ по переносу информации из баз данных АСУП головного объединения — введена единая система кодирования ТМЦ, а также проведены выверка и уточнение технологической информации.

Сложность работ на данном этапе определялась особенностями прежней технологии. Например, сотрудники завода работали не с наименованиями ТМЦ, а с кодами, при этом какая-либо система в кодировании отсутствовала. В результате в базах данных у многих ТМЦ, с одной стороны, присутствовали "двойники" с другим кодом, а с другой - встречались разные ТМЦ с одним и тем же кодом. Использовавшаяся ранее АСУП УМПО позволяла представить обработку ТМЦ в нескольких цехах в виде одного передела. Это приводило к тому, что ТМЦ поступали в цех и после обработки передавались для дальнейших операций в следующий цех с одним и тем же кодом. Такое положение дел принципиально не позволяло наладить полноценный оперативный учет. В технологической информации, хранящейся в базах данных АСУП УМПО (состав изделий, технологические операции и нормативы технологических операций), имелись ошибки.

Для решения указанных проблем совместно с сотрудниками заказчика было разработано Положение о кодировании и классификации ТМЦ, что позволило, в частности, решить проблему "цехоперехода" ТМЦ внутри передела. При передаче из цеха в цех к коду таких ТМЦ прибавлялся постфикс, содержащий порядковый номер "цехоперехода" и код цеха. Для работ по классификации, перекодировке ТМЦ, выверке и дополнению технологической информации было организовано Бюро кодировки и классификации, в которое вошли работники производственно-диспетчерского бюро основного производства. В результате из нескольких баз данных в течение двух месяцев была создана единая информационная база для текущего оперативного учета ТМЦ в производстве, содержащая точную информацию более чем о 50 тыс. ТМЦ.

Учет брака, недостач, пересортицы и прочих потерь выполняется в системе с помощью универсального документа "Передел". Отнесение потерь при этом возможно как на счета бухгалтерского учета, соответствующие типичным ситуациям, так и на произвольные счета. Созданный, но не завизированный бухгалтером документ "Передел" исключает ТМЦ из оперативного учета и планирования. Такие "зависшие" ТМЦ на предприятии относятся к категории "отложенные остатки", информацию о них можно получить с помощью специального отчета. После выяснения причин брака, недостач или признания брака исправимым документ проверяется и дооформляется бухгалтером.

Параллельно с внедрением системы были реализованы и внедрены схема электронного визирования документов и схема разделения прав.

Для регистрации в системе операции по передаче ТМЦ из одного подразделения в другое необходимо согласие обеих сторон, зафиксированное в виде электронных виз. При этом состав виз может меняться в зависимости от определенных условий. Например, при превышении лимита на материалы документ "Требование" нужно завизировать в отделе обеспечения. Для изменения документа его следует "развизировать", т.е. удалить визы. После визирования документа бухгалтером этот документ в течение установленного срока не может быть удален или изменен. Информацию о незавизированных документах можно получить с помощью соответствующего отчета.

На предприятии большое количество подразделений и складов, и в каждом из них могут создаваться документы по движению ТМЦ, поэтому было принято решение разграничить права доступа к данным документам. Для этого реализована универсальная настраиваемая схема разделения прав, которая позволяет задать пользователю права на доступ к документам по подразделению, складу или группе складов. В журнале документов пользователь теперь видит только те документы, доступ к которым ему разрешен.

В январе 2003 г. предприятие полностью отказалось от услуг АСУП УМПО. На этот момент были завершены работы по переносу и выверке базы технологической справочно-нормативной информации, были сданы в эксплуатацию оперативный производственный учет, схема расчета себестоимости и закрытия месяца, а также система бухгалтерского учета.

Четкая организация работ, правильный выбор этапов и последовательности работ, возможности, заложенные в готовых решениях фирм "1С" и "ИТРП", и применение фирмой "Байт" отработанной технологии внедрения позволили выполнить поставленную задачу в заданные заказчиком сроки. Как и было запланировано, с 1 января 2003 г. на "Уфимском заводе автомобильных моторов" оперативный учет движения ТМЦ ведется в системе "ИТРП: Производственное предприятие. Стандарт". Внедрение первой очереди автоматизированной системы обеспечило необходимую информационную поддержку первоочередных задач учета и управления и создало основу для следующего этапа — внедрения систем планирования и документооборота, а также совершенствования всей системы управления предприятием в целом.

И. ВОРОНЦОВ
1С:Франчайзи компания "Байт"
Контактный телефон (8462) 70-36-12