Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
28 октября 2010 Статьи Архивный материал

(Продолжение. Начало см. в № 34-43)

 

Планирование обеспечения

 

Торговое предприятие нуждается в планировании запасов по нескольким причинам.

Отсутствие товаров на складе при наличии потребности клиентов в них приводит не только к упущенной выгоде и репутационным издержкам, но и к уменьшению лояльности покупателей.

 

Создание избыточного, чрезмерного запаса товаров в свою очередь приводит к нерациональному замораживанию денежных средств. Кроме того, для увеличения объема запасов требуется адекватное увеличение площади складов, что сопровождается ростом затрат на хранение товаров.

 

Возможности подсистемы «Планирование обеспечения» прикладного решения «1С:Управление торговлей 8» ред. 11 позволяют оптимизировать уровень запаса товаров и таким образом избежать как недостатка товаров, так и их необоснованного избытка.

 

Для планирования обеспечения в различных ситуациях программа предлагает четыре метода управления запасами: «Объемно-календарное планирование», «Заказ под заказ», «Точка перезаказа (с фиксированным интервалом времени между заказами)» и «Точка перезаказа (с фиксированным размером заказа)».

 

Использование того или метода управления запасами обусловлено сочетанием двух факторов: объем продаж и их стабильность за период. Для оценки объема продаж товара используется показатель «Выручка», для оценки их стабильности – показатель «Количество реализованных товаров».

 

Следует отметить, что программа позволяет указать метод планирования для любой комбинации номенклатура – характеристика товара – склад.

 

Предположим, на складе «Центральный» холодильники «Орион» длительное время стабильно продаются и имеют большие объемы продаж. При этом с большой долей вероятности можно полагать, что показатели «Количество реализованных товаров» и «Выручка» сохранятся на высоком уровне и в ближайшее время. В этом случае для управления запасами можно использовать метод «Объемно-календарное планирование».

 

В то же время продажи холодильников «Сириус» на складе «Центральный» хотя и случаются, но имеют разовый, нерегулярный характер. В данной ситуации для управления запасами рекомендуется применять метод «Заказ под заказ». При ее использовании запас товара на складе не хранится. Товары заказываются поставщику только при наличии потребности у покупателей, зарегистрированной в системе в виде заказов клиентов.

 

Таким образом, для разных товаров, которые реализуются в одном месте хранения, можно применять разные способы управления запасами.

 

Заметим, что возможности прикладного решения позволяют не только определить рекомендуемый способ управления запасами, но и сделать это автоматически, с помощью ABC/XYZ-классификации.

 

ABC/XYZ-классификация

 

ABC-классификация используется для распределения товаров по категориям исходя из данных об объемах продаж за период. При этом товары с большим объемом продаж относятся к классу А, с умеренным – к классу В, а с низким объемом продаж – к классу С.

 

Для распределения номенклатуры по категориям на основе данных о количестве реализованных товаров применяется XYZ-классификация. В класс X попадают товары, которые стабильно продаются в выбранном периоде, в класс Y – товары со средней стабильностью продаж. Товары, которые продаются очень редко, относятся к классу С.

 

В результате совмещения ABC- и XYZ-классификаций товары объединяются в группы AX, AY, AZ, BX, BY и т.д., которые характеризируются уже двумя показателями – «Объемом продаж» и «Количеством реализованных товаров». В зависимости от группы, к которой относится тот или иной товар по результатам ABC/XYZ-классификации, прикладное решение автоматически рекомендует соответствующий метод управления его запасами.

 

Например, для товаров группы СХ характерны небольшой объем, но в то же время высокая стабильность продаж. Для управления запасами товаров этой группы прикладное решение рекомендует использовать метод «Точка перезаказа (с фиксированным интервалом времени между заказами)».

 

Метод «Объемно-календарное планирование» устанавливается для товаров, которые относятся к группам AX, AY, BX и BY. Продажи этих товаров стабильны и характеризуются большой выручкой.

 

Товары, которые продаются нерегулярно и объем продаж которых небольшой, относятся к группе CY. Для управления запасами данных товаров устанавливается метод «Точка перезаказа (с фиксированным размером заказа)». Метод «Заказ под заказ» рекомендуется для товаров групп AZ, BZ и СZ.

 

ABC/XYZ-классификация товаров проводится автоматически как по каждому складу, так и по предприятию в целом. В случае, если у менеджера по закупкам есть свое представление о методе управления запасами того или иного товара, он может вручную указать данный метод.

 

Информация о заданных методах управления запасами будет использована в дальнейшем при определении объема товаров, которые необходимо приобрести.

 

Товарные и транспортные ограничения

 

В деятельности по управлению запасами существует ряд рисков, которые приводят к незапланированным нештатным ситуациям. К ним можно отнести, например, несоблюдение поставщиком договоренностей по сроку или объему поставки, поломку автомобиля при перемещении товара с одного склада предприятия на другой и т.д.

 

Для смягчения последствий нештатных ситуаций, которые приводят к дефициту, предприятию необходимо иметь на каждом складе некоторый запас товара. Данные о таком запасе регистрируются в прикладном решении в качестве «товарных ограничений» склада и учитываются при планировании обеспечения.

 

В программе предусмотрено несколько видов товарных ограничений: «страховой запас», «минимальный запас», «нормативный запас» и «максимальный запас». Расчет первых трех видов ограничений основан на данных о среднедневном расходе товаров на каждом складе и выполняется автоматически. «Страховой запас», например, рассчитывается как среднеквадратичное отклонение ежедневного расхода товаров со склада. Данные о «максимальном запасе» вводятся менеджером по закупкам вручную.

 

Использование «транспортных ограничений» позволяет при планировании обеспечения учесть календарь поставок (даты календаря или дни недели, в которые поставщик отгружает товар), время, которое необходимо для доставки товаров от поставщика, а также для их перемещения с одного склада на другой.

 

Одним из важных параметров транспортного ограничения является «Способ пополнения запасов», который может принимать произвольные значения – «Покупка у поставщика», «Перемещение с центрального склада» и т.д. Предположим, поставки конфет «Белочка» выполняются на «Центральный склад». После этого производятся их перемещение на склад «Торговый зал магазина», а затем реализация. В этом случае параметр «Способ пополнения запасов» для конфет «Белочка» на центральном складе будет иметь значение «Покупка у поставщика», а на складе «Торговый зал магазина» – «Перемещение с центрального склада».

 

В дальнейшем на этапе управления запасами при наличии потребности в конфетах «Белочка» программа автоматически сформирует необходимые заказ поставщику и/или заказ на перемещение.

 

Планирование и прогнозирование объема продаж

 

Прикладное решение позволяет планировать и прогнозировать потребность в запасах товаров, используя при этом для составления прогноза различные источники данных. В качестве источников можно использовать любые данные, которые хранятся в информационной базе. Это могут быть, например, данные об объеме продаж за предыдущий период, об объеме закупок, о текущем остатке на складе и т.д.

 

Источники данных можно использовать совместно, а также объединять их в группы. Предположим, в целях планирования объема продаж в октябре необходимо выбрать максимальные объемы продаж на основании данных о продажах в августе и в сентябре. Для планирования в этом случае используются два источника – «объем продаж за август» и «объем продаж за сентябрь». После группировки источников для них указывается правило взаимодействия – «максимум». Для групп источников данных можно также использовать и другие правила взаимодействия – «сложение», «среднее» и «минимум».

 

В результате планирования и прогнозирования объема продаж в системе формируется «План продаж и внутреннего потребления», который содержит расчетные данные о планируемом объеме потребности в товарах. Полученные данные используются в дальнейшем при управлении запасами.

 

Заметим, что планирование и прогнозирование объема продаж применяются в прикладном решении только для товаров, для которых в качестве метода управления запасами установлено «Объемно-календарное планирование».

 

Управление запасами

 

Для управления запасами менеджер по закупкам использует специальное рабочее место. С его помощью он может ознакомиться с информацией о просроченных отгрузках и поступлениях товаров, скорректировать даты отгрузки и поступления. Он может также просмотреть информацию о товарах, которые являются дефицитными в указанном периоде планирования.

 

Программа позволяет сформировать рекомендованный список всех необходимых заказов поставщикам, на перемещение товаров, а также заказов на сборку (разборку). Используя рекомендации программы, менеджер по закупкам может автоматически сформировать все необходимые заказы. При этом ему доступна информация о поставщиках и о ценах поставщиков на товары.

 

(Продолжение следует)

 

И. СИДОРОВ

Фирма «1С»

Контактный телефон (495) 737-92-57