«1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8» в организациях ЖКХ

16 апреля 2009
Архивный материал

Источник: «Финансовая газета» № 16, апрель, 2009 г.

Предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Расчетно-Кассовый центр» (г. Советская Гавань, Хабаровский край) выполняет расчет начислений для населения по квартплате и коммунальным услугам, собирает платежи за жилищно-коммунальные услуги и разъясняет квартиросъемщикам порядок начислений и перерасчетов. Кроме того, оно ведет претензионно-исковую работу с неплательщиками, передает в Комитет социальной защиты населения данные о суммах предоставленных льгот и сведения, необходимые для расчета субсидий, а также регулярно обменивается информацией с паспортно-визовой службой. Вся необходимая информация передается управляющим компаниям, ресурсоснабжающим предприятиям, администрациям поселений, министерству ЖКХ и министерству финансов Хабаровского края.

Для ведения учета на предприятии с 1999 г. использовался программный продукт, разработанный под DOS, который с некоторых пор перестал отвечать его требованиям. Так, программа не позволяла вести полноценный учет, одновременная работа нескольких пользователей в сети не поддерживалась. Город и поселения были разбиты на жилищно-эксплуатационные подразделения, расчет квартплаты велся отдельно по каждому подразделению, при этом отсутствовала возможность получения сводной информации в целом по городу и поселениям. Кассиры не могли вводить оплату в режиме реального времени. В результате в конце 2007 г. было принято решение о выборе нового программного продукта, отвечающего всем требованиям предприятия.

По результатам анализа различных программ «Расчетно-Кассовый центр» остановил свой выбор на типовом прикладном решении «Сервер:Расчет квартплаты 8», разработанном специалистами компании «Сервер» (1С:Франчайзи, г. Мелеуз).

В марте 2008 г. программный продукт был запущен в тестовую эксплуатацию параллельно с программой, используемой на тот момент. При внедрении новой автоматизированной системы была выполнена установка клиент-серверного варианта программы, проведено начальное обучение пользователей.

В программе реализованы подсистемы «Расчет квартплаты», «Работа с должниками» и «Паспортный стол». Рассмотрим некоторые особенности данного прикладного решения.

 

Расчет квартплаты

 

Вся информация, необходимая для расчета квартплаты, концентрируется в справочнике «Лицевые счета». Гибкая настройка справочников «Виды норм» и «Виды тарифов» позволила реализовать расчет начислений как по фиксированным тарифам, так и с использованием нормативов потребления. В программе поддерживается возможность изменения расценок на тарифы с середины месяца. С помощью документа «Показания счетчиков» можно выполнять расчет начислений в зависимости от показаний как индивидуальных, так и общедомовых приборов учета.

Наглядный интерфейс справочника «Типы льгот» позволяет пользователю, практически незнакомому с программой, выполнить настройку льгот.

В процессе расчета платы за жилищно-коммунальные услуги периодически появляется потребность в выполнении различных перерасчетов, например в перерасчете квартплаты и льгот за прошлые периоды, за временное выбытие/прибытие жильцов, за непредоставленные или некачественные услуги. Возможен также массовый перерасчет квартплаты в связи с изменением тарифов предыдущих расчетных периодов.

Для выполнения перерасчета в программе используются документы «Перерасчет» и «Перерасчет по качеству». Документ «Перерасчет» предназначен для перерасчета сумм начислений за прошедшие периоды в случае изменения каких-либо данных по лицевым счетам, тарифов или нормативов потребления. Для проведения перерасчета по причине отсутствия услуги в выбранном периоде либо в связи с ухудшением ее качества используется документ «Перерасчет по качеству».

 

Работа с должниками

 

Эффективная работа с должниками является одним из важных направлений деятельности любой организации, которая собирает платежи за жилищно-коммунальные услуги. В условиях кризиса данная работа становится особо значимой, так как только своевременное поступление денежных средств на расчетный счет организации позволяет ей успешно функционировать.

Работа с должниками обычно состоит из нескольких этапов. На первом этапе юрист организации должен получить список должников и поставить их в известность о необходимости полного или по договоренности частичного погашения задолженности в определенный срок. По окончании срока юрист проверяет факт оплаты и получает новый список должников. При большом количестве лицевых счетов для периодической проверки сумм задолженности требуются значительные затраты рабочего времени нескольких сотрудников. К неплательщикам, которые в течение длительного времени отказываются погасить задолженность, применяются меры взыскания через суд. При передаче дела в суд необходимо представить все необходимые документы, в том числе заявление, копию лицевого счета и др., рассчитать сумму госпошлины и пени.

Все операции описанных этапов работы с должниками оформляются в программе с помощью документов «Регистрация должников», «Регистрация оплаты по делам должников», «Изменение состояний дел должников» и «Расчет и начисление госпошлины, пеней».

 

Отчетность

 

В процессе внедрения программы совместно со специалистами заказчика были разработаны различные отчеты, необходимые для представления управляющим компаниям, ресурсоснабжающим предприятиям, администрациям поселений, министерству ЖКХ и министерству финансов Хабаровского края. Автоматизирован обмен данными с Комитетом социальной защиты населения и отделом жилищных субсидий Комитета социальной защиты населения г. Советская Гавань.

При работе с карточкой лицевого счета можно сформировать ряд отчетов по выбранному лицевому счету – «Извещение счет-квитанция», «Комментарий к расчету начислений», «Комментарий к расчету пени» и т.д. Это позволяет эффективно вести прием населения и при необходимости разъяснять квартиросъемщикам порядок начислений и перерасчетов по услугам.

Автоматизированная система полностью соответствует требованиям заказчика. В данное время в ней ежемесячно рассчитывается около 10 000 лицевых счетов. Для каждого лицевого счета в среднем приходится рассчитывать пять видов услуг. Одновременно с программой работают 10 пользователей – 7 расчетчиков квартплаты, 2 кассира и главный бухгалтер. Запланировано постепенное увеличение количества ежемесячно рассчитываемых лицевых счетов до 20 000.

В настоящее время программный продукт «Сервер:Расчет квартплаты 8» успешно эксплуатируется на более чем 150 предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, в расчетно-кассовых центрах, товариществах собственников жилья, а также в организациях поставщиков услуг.

Прикладное решение «Сервер:Расчет квартплаты 8» получило от фирмы «1С» сертификат «Совместимо! Система программ 1С:Предприятие».

 

Т. СОЧНЕВА

1С:Франчайзи «Сервер»

Контактный телефон (34764) 3-50-60