Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
1 ноября 2007 Статьи Архивный материал

В октябре 2007 г. фирма «1С» выпустила новую редакцию 1.6 программы «1С:Бухгалтерия 8». Главными особенностями новой редакции программы являются упрощение ее самостоятельного освоения и повышение удобства работы.

Быстрое освоение и удобство работы

Новые возможности, позволяющие быстрее осваивать программу и удобнее с ней работать, реализованы после тщательного исследования и изучения действий начинающих пользователей при первоначальном знакомстве с программой.

Для обеспечения быстрой доступности необходимых инструментов и для прозрачной навигации главное меню программы сгруппировано по разделам учета - «Банк», «Касса», «Покупка», «Продажа», «Производство» и т.д. Сокращено количество уровней вложенности меню.

Все операции по ведению бухгалтерского учета можно выполнять, используя наглядную и удобную «Панель функций», которая содержит визуальное представление основных разделов учета в виде схем работы и открывается в режиме рабочего стола. Такое расположение «Панели функций» не мешает работе, поскольку все справочники, документы и отчеты открываются поверх нее. Идентификация текущего раздела учета и переключение между разделами теперь выполняются с помощью закладок окна «Панели функций».

Следует отметить, что закладки традиционно применяются для группировки разделов в записных книжках, блокнотах, некоторых словарях, тетрадях и других материальных объектах, а следовательно, знакомы и привычны для большинства пользователей. При этом структура закладок соответствует структуре разделов учета в главном меню, и это также облегчает освоение программы. На одной из закладок расположен «Монитор бухгалтера», который позволяет быстро и в удобной форме получить на указанную дату информацию об остатках на расчетных счетах и в кассе, о суммах дебиторской и кредиторской задолженности с детализацией по пяти контрагентам с наибольшей задолженностью, а также просмотреть напоминания о сроках представления регламентированной отчетности и уплаты налогов. Причем остатки денежных средств, а также кредиторская и дебиторская задолженность показаны в динамике в виде графиков за последнюю неделю. Состав разделов учета, отображаемых в «Панели функций», можно настроить. Кроме того, при очередном запуске программы «Панель функций» будет открыта на том разделе учета, на котором она была открыта при завершении работы с программой в предыдущем сеансе.

По каждому разделу учета добавлен общий журнал, который включает все документы, относящиеся к данному разделу. Все журналы всегда располагаются в самом начале меню.

В то же время для пользователей, уже работающих с программой и привыкших к меню предыдущей редакции, реализована возможность включения меню в стиле редакции 1.5.

Для помощи начинающим пользователям «1С:Бухгалтерии 8», самостоятельно осваивающим программу, предназначена новая форма поддержки - «Советы пользователям». Данный механизм содержит простые и понятные ответы на вопросы по темам, например, «Как оформить платежное поручение поставщику за полученные товары (услуги)», «Как начислить заработную плату» и т.д. Наряду с ответами на вопросы по разделам учета в состав поддержки включены также простые и на первый взгляд очевидные темы - «Как ввести новый документ», «Как указать вид операции в документе» и т.д. Каждый совет содержит список коротких, четких и достаточных инструкций. Для операции, которую можно выполнить несколькими способами, в «Совете» описывается самый простой рекомендованный способ. «Советы» можно открыть в главном меню в «Панели функций», а также при работе с объектом, к которому они относятся. С помощью «Советов» начинающие пользователи могут самостоятельно научиться правильно отражать в учете различные хозяйственные операции, создавать документы, заполнять справочники и формировать отчеты.

В новой редакции программы бухгалтер может быстрее выполнять такое часто повторяющееся действие, как выбор счета из Плана счетов. Теперь для выбора счета нужно просто ввести в поле выбора его код без разделителей. Например, для выбора счета 41.01 «Товары на складах» в поле выбора счета достаточно ввести последовательность цифр «4101».

Учет доходов и расходов индивидуальных предпринимателей

В предыдущей редакции программы уже была реализована возможность ведения учета индивидуальными предпринимателями по упрощенной системе налогообложения (УСН). В новой редакции дополнительно добавлена возможность ведения учета хозяйственной деятельности для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, а также для предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Автоматизирован учет доходов и расходов, а также формирование «Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций» по форме, утвержденной приказом Минфина России и МНС России от 13.08.02 г. № 86н/БГ-3-04/430.

Упрощенная система налогообложения

Для большей информативности «Книги учета доходов и расходов» в нее добавлена детальная расшифровка принятых расходов с указанием реквизитов документа оплаты. В графе «Содержание операции» раздела I «Доходы и расходы» помимо хозяйственной операции также выводится дополнительная аналитическая информация - сведения о контрагенте, направлении списания материалов и т.д. «Книгу учета доходов и расходов» теперь можно формировать с начала года с выводом итоговых показателей за каждый квартал и каждый отчетный период текущего года.

В соответствии с законодательством в случае совмещения в организации УСН и ЕНВД расходы, которые невозможно отнести к конкретным видам деятельности, распределяются согласно указанному методу и базе распределения. Для распределения расходов в налоговом учете УСН по видам деятельности, облагаемым и не облагаемым ЕНВД, добавлена возможность выбора в учетной политике организации периода «за квартал» или «нарастающим итогом», а также базы распределения - «доходы от реализации в бухгалтерском учете», «доходы в налоговом учете» или «доходы, принимаемые в налоговом учете».

Производственный учет

В документе «Требование-накладная» для каждой номенклатурной позиции списываемого в производство сырья или материалов теперь можно указать свою статью затрат и свой счет учета.

При регистрации выпуска готовой продукции с помощью документа «Отчет производства за смену» списание использованного сырья и материалов теперь выполняется автоматически.

В программе появились новые способы распределения косвенных расходов. Способ распределения «Пропорционально прямым затратам» подразумевает, что в качестве базы распределения косвенных расходов используется сумма расходов, отраженных на статьях прямых затрат в производстве. При выборе способа «Пропорционально заданному списку прямых затрат» в качестве базы распределения будет использована сумма расходов, отраженных на статьях прямых затрат и объединенных в произвольный список.

Учет по налогу на добавленную стоимость

Новый механизм «Помощник по учету НДС», выполненный в виде схемы, последовательно и наглядно проводит бухгалтера от регистрации оплаты до формирования книги покупок, книги продаж и декларации по НДС. При этом «Помощник» позволяет не только контролировать порядок выполнения действия, но и заранее анализировать данные в информационной базе и «сообщает» о реальной необходимости в проведении той или иной регламентной операции.

В зависимости от текущего состояния каждой регламентной операции ее графический элемент на схеме будет иметь разный цвет. С помощью программы можно отслеживать четыре состояния - «операция требуется, не выполнена», «операция выполнена, актуальна», «операция выполнена, но не актуальна» и «операция не требуется». Использование «Помощника учета НДС» позволяет бухгалтеру существенно экономить время и силы при ведении учета НДС.

Для организаций, в учете которых отсутствуют сложные операции реализации, например «по ставке НДС 0%», «без НДС», программа поддерживает упрощенный учет НДС без использования регламентных документов. В этом случае формирование книги покупок и книги продаж выполняется по данным первичных документов.

В документах «Счет-фактура выданный» и «Счет-фактура полученный» можно указать несколько документов-оснований. В документе «Счет-фактура выданный» можно также указать реквизиты нескольких платежно-расчетных документов. Кроме того, счет-фактуру на аванс можно ввести на основании платежного документа. Данные о счете-фактуре, полученном от поставщика, теперь можно указать непосредственно в документе поступления. В этом случае уже не потребуется вводить отдельный документ «Счет-фактура полученный».

Взаиморасчеты с контрагентами и учет денежных средств

В программе реализована возможность проводить инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности организации. Для этой цели используется документ «Инвентаризация взаиморасчетов с контрагентами». Данный документ позволяет автоматически заполнить и напечатать унифицированные формы ИНВ-17 «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами» и ИНВ-22 «Приказ о проведении инвентаризации».

Для отражения в учете операций по поступлению денежных средств на расчетный счет организации-поставщика на основании требования о переводе средств со счета плательщика за отгруженные товары, выполненные работы или оказанные услуги в программу добавлен документ «Платежное требование выставленное». Данный документ используется при расчетах с покупателями, например, на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, связи и энергетики.

В договоре с контрагентом теперь можно указать «вид взаиморасчетов» по этому договору, например «кредитный договор», «разовый», «долгосрочный», «договор на оказание услуг» и т.д. Данная возможность позволяет с помощью стандартных отчетов получить информацию о дебиторской и кредиторской задолженности, сгруппированную по видам взаиморасчетов.

В программе предусмотрена возможность отключения аналитического учета по статьям движения денежных средств. Это позволяет упростить ввод кассовых и банковских документов организациям, которые не нуждаются в автоматическом заполнении «Отчета о движении денежных средств» по форме № 4.

В новой редакции реализована возможность вести расчеты с подотчетными лицами посредством банковских карт. При этом можно использовать как личные банковские карты сотрудников, так и корпоративные банковские карты.

Учет торговых операций

Организации, ведущие партионный учет, могут в документах на списание и реализацию явным образом указать партию товаров, а также сумму списания.

Автоматизированы розничные продажи с полной или частичной оплатой платежными картами и банковскими кредитами. Учитываются расчеты с банками, предоставляющими кредиты покупателям и обслуживающими платежные карты.

Для организаций розничной торговли, учитывающих товары по цене реализации, в программу добавлен товарный отчет по форме ТОРГ-29. При учете товаров в рознице по ценам реализации для каждой неавтоматизированной торговой точки можно задать свои счета учета доходов и расходов от реализации. Это позволяет в различных торговых точках организовать учет по разным режимам налогообложения, например «ЕНВД» и «не ЕНВД».

В новой редакции реализовано автоматическое заполнение документа «Отчет комитенту о продажах» данными о реализованных товарах комитента с указанием цены и суммы реализации.

Расширены функциональные возможности справочника «Номенклатура». Непосредственно при работе с формой элемента справочника можно просматривать и корректировать цены, счета учета и спецификации, которые хранятся в отдельных регистрах. Получили дальнейшее развитие возможности по подбору номенклатуры. Теперь можно, например, отобрать только товары, имеющие остатки.

Складской учет

В программе предусмотрено оформление операций по комплектованию и разукомплектованию номенклатуры. Поступление на склад и списание со склада объекта, состоящего из отдельных комплектующих, отражаются в учете с помощью документа «Комплектация номенклатуры». При выполнении операции по сборке готовый комплект поступает на склад, при этом комплектующие списываются со склада. В свою очередь при выполнении операции по разборке происходят списание комплекта и поступление на склад отдельных комплектующих.

При инвентаризации с помощью документа «Инвентаризация товаров на складе» ее можно проводить не только по складам, но и по материально ответственным лицам.

Заработная плата и кадровый учет

Все операции по учету кадров и заработной платы теперь удобно выполнять с использованием «Помощника по учету зарплаты». Новый механизм позволяет упростить ввод операций и обеспечивает их наглядность. В специальном списке в «Помощнике» представлена информация о последних введенных документах, сгруппированных в три группы - «Кадровые документы», «Плановые начисления работников организации» и «Документы по заработной плате». Отображается также информация о статусе документа - «Действует(проведен)» или «Не действует(не проведен)».

С помощью документа «Ввод сведений о плановых начислениях работников организации» можно изменить размер плановых начислений - окладов, надбавок, доплат работникам организации, в том числе районных коэффициентов и северных надбавок.

Для удобства работы с информацией о работниках предназначен новый инструмент «Управление данными работника». Это форма, в которой представлены все данные работника, имеющие отношение к кадровому учету, начислению и выплате заработной платы за указанный месяц. Форма содержит следующие тематические разделы – «Основное», «Кадровые данные», «Плановые начисления и удержания», «Расчеты, зарплата» и «ЕСН и отражение зарплаты в учете». С помощью данного инструмента можно не только просматривать информацию, но и выполнить некоторые действия. Можно, например, отредактировать кадровые данные, а также сведения по плановым начислениям и удержаниям, начислить заработную плату, рассчитать ЕСН и отразить заработную плату в регламентированном учете.

При начислении заработной платы работникам организаций реализован расчет вычета в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ. В соответствии с приказом ФНС России от 13.10.06 г. № САЭ-3-04/706@ обновлена формируемая в документе «Сведения о доходах физлиц» отчетность по НДФЛ. Реализован формат 7.00 передачи данных персонифицированного учета, предусмотренный постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.06 г. № 192п.

О сроках представления отчетности и уплаты налогов пользователю «напомнит» новый сервисный режим «Календарь бухгалтера». Данный инструмент не только ежедневно «сообщает» о приблизившихся сроках уплаты налогов и представления отчетности, но и заблаговременно «предупреждает» о наступлении новых событий.

Движения всех документов теперь можно просматривать в единой форме. При наличии соответствующих прав в этой же форме можно отредактировать результаты проведения документа.

В программе реализован механизм полнотекстового поиска в данных информационной базы. Поиск произвольного текста выполняется по всем объектам - документам, справочникам и др.

Таким образом, новая редакция программы «1С:Бухгалтерия 8» не только позволяет решать все задачи, стоящие перед бухгалтерской службой предприятия, но и вести учет максимально удобно и комфортно.

И. СИДОРОВ

Фирма «1С»

Контактный телефон (495)737-92-57