"1С:Предприятие" для магазинов

9 декабря 2002
Архивный материал

Источник: «Финансовая газета» №49, декабрь, 2002 год

Сейчас уже трудно вспомнить магазины, в которых кассиры были "вооружены" единственными счетами и лотком для денег. Современный магазин оборудован компьютерами, контрольно-кассовыми машинами, электронными весами, POS-терминалами, сканерами и другими устройствами.

Учет деятельности магазина, как правило, ведется с помощью программного обеспечения, которое позволяет избежать трудоемкой ручной работы и оперативно получать необходимые для управляющего персонала данные по продажам, состоянию склада и другую информацию. Автоматизация торговли является одним из важных факторов, влияющих на успех торгового бизнеса. Как показывает практика, в результате автоматизации учета снижается вероятность ошибок персонала, повышается производительность его труда, уменьшаются издержки предприятия и, как следствие, увеличивается оборот.

Для автоматизации торгового процесса и оперативного учета розничных торговых предприятий компания "1С-Рарус" (1С:Франчайзи, г. Москва) разработала типовое решение "1C-Рарус:Магазин". Эта программа является конфигурацией системы программ "1С:Предприятие 7.7" и реализована на основе компоненты "Оперативный учет".

Программный продукт создан для автоматизации управления торговым процессом розничных магазинов и с учетом операций, характерных именно для розничной торговли. При создании конфигурации использовался опыт комплексной автоматизации десятков торговых объектов различного формата и профиля, накопленный компанией за последние годы.

Решение "1С-Рарус:Магазин" используется для автоматизации небольших самостоятельных магазинов, бутиков, рабочих мест в супермаркетах и обособленных розничных точек торговых сетей. Программа позволяет применять широкий спектр электронного торгового оборудования. Для создания автоматизированного рабочего места кассира (Front-Office) программа используется совместно с фискальными регистраторами.

В конфигурации учтены потребности магазинов, применяющих различные схемы обслуживания покупателей - прилавочная торговля с индивидуальными кассами (одна касса обслуживает один отдел), прилавочная торговля с выносной кассой (одна касса обслуживает несколько отделов), самообслуживание (продажа всех товаров производится из единого торгового зала с помощью нескольких касс) и т.д.

Функциональные возможности конфигурации позволяют автоматизировать регистрацию накладных от поставщиков и оприходование товара на склады (в отделы), назначение розничных цен товарам и переоценку товарных остатков, а также работу кассира.

Поступление товара

При большой номенклатуре товаров операции по их приему от поставщика, по внесению данных о полученных товарах в информационную базу и оприходованию их на склад, как правило, отделены друг от друга. В условиях большого товарного потока накладную поставщика передают в два подразделения.

В одном подразделении товаровед проводит сверку количества товаров по накладной и по факту поступления, проверяет внешний вид и качество товаров и в результате принимает их. В другом подразделении оператор базы данных регистрирует в системе документ "Регистрация прихода", в который вводит данные из полученной накладной. При этом наименования товаров вводятся в базу так, как они указаны в накладной поставщика, фиксируются закупочные цены.

Далее производится оприходование поступившего товара. На этом этапе товаровед сверяет наименования товаров в документе "Регистрация прихода" с наименованиями товаров в справочнике "Номенклатура" конфигурации, а также устанавливает на товары розничные цены. Поступление товара на склад оформляется с помощью документа "Приходная накладная". Для формирования розничных цен в конфигурации предусмотрен специальный режим "Переоценка товара". В результате всех этих действий товар, поступивший от поставщика, приходуется на склад по розничным ценам.

В то же время для простых случаев (небольшой товарный поток) в конфигурации предусмотрено оприходование поступившего товара непосредственно на склад, минуя предварительную регистрацию, с помощью документа "Приходная накладная".

Автоматизация работы кассира

"1С-Рарус:Магазин" позволяет автоматизировать ряд действий кассира: открытие смены на фискальном регистраторе, внесение наличных денежных средств для выдачи сдачи в начале смены, инкассация, т.е. изъятие денежных средств для их передачи в центральную кассу или в банк в конце смены. В конфигурации автоматизировано оформление розничных операций по продаже товара (документ "Чек") за наличный и безналичный расчет (с использованием кредитной карты), по возврату товара от покупателя. Предусмотрена система начислений различных видов скидок.

При закрытии кассовой смены автоматически формируются "Отчет по товарам", "Отчет по скидкам" и "Отчет по покупателям". В "Отчете по товарам" (основной отчет для учета реализации) содержится информация о товарах и услугах, реализованных через кассу в течение смены, о суммах оплаты за наличный расчет и по безналичному расчету, а также о возврате товара от покупателя.

В конфигурации предусмотрено оформление операций розничной продажи с предоставлением различных видов скидок. Скидка предоставляется при покупке товара определенного вида. Она может зависеть от количества приобретенного товара, от времени суток, в которое была совершена покупка, и от суммы покупки. Скидка может быть также предусмотрена для обладателей дисконтных карт. Скидки могут суммироваться, в то же время величина суммарной скидки может быть ограничена.

При работе с программой для выполнения различных действий могут применяться штриховые или магнитные карты. Помимо дисконтной карты, предназначенной для покупателей, предусмотрено также использование служебных карт. С помощью служебных карт выполняются специальные действия, например, смена текущего пользователя в процессе работы программы с автоматическим изменением прав доступа, перезапуск оборудования и т.д. Карты могут быть изготовлены на заказ или напечатаны на принтере.

В программе также имеются документы для регистрации операций по возврату товара поставщику, по перемещению товара между складами, для инвентаризации и списания. Предусмотрена печать ценников и этикеток с использованием как специализированных принтеров этикеток, так и обычных офисных принтеров.

С помощью отчетов конфигурации можно получить разнообразную информацию о деятельности магазина. В отчете "Остатки товаров", например, представлены данные о количестве и стоимости остатков товаров на складах в розничных ценах.

Типовое решение "1С-Рарус:Магазин" можно использовать с широким спектром торгового оборудования. Это POS-терминалы, контрольно-кассовые машины, фискальные регистраторы, электронные весы, сканеры штрихкодов и считыватели магнитных карт, дисплеи покупателя, принтеры этикеток и ценников, терминалы сбора данных и программируемые клавиатуры.

Каждый экземпляр оборудования можно использовать для выполнения операций с произвольного рабочего места локальной сети. Так, товар можно взвешивать на электронных весах, подключенных к одному компьютеру, одновременно с вводом чека на другом компьютере. Можно выполнять операции с удаленным оборудованием, например получать данные с терминала сбора данных, расположенного на складе. Удаленное администрирование оборудования позволяет исправлять ошибки в работе устройства с рабочего места системного администратора.

Список конкретных моделей торгового оборудования, которое поддерживается конфигурацией, постоянно расширяется.

Конфигурация "1C-Рарус:Магазин" получила от фирмы "1С" сертификат "Совместимо! Система программ 1С:Предприятие".

А. ЗАРЖЕЦКИЙ
"1С:Франчайзи ВЦ "1С-Рарус"
Контактный телефон 250-63-83

 "Финансовая газета" №49, декабрь, 2002 год