Отраслевые
и специализированные
решения
1С:Предприятие
22 сентября 2003 Статьи Архивный материал

Успешное развитие швейных предприятий, их способность быстро перестраивать свою деятельность в соответствии с тенденциями в мире моды, как правило, напрямую связаны с применением информационных технологий.

Обобщив опыт автоматизации швейных предприятий, компания "Континент" (1С:Франчайзи, г. Санкт-Петербург) разработала программный продукт "Континент: Швея", предназначенный для автоматизации учета производственной и торговой деятельности современного швейного предприятия. Данный программный продукт разработан на основе конфигурации "Торговля и Склад" системы программ "1С:Предприятие", и в нем сохранены все ее возможности по ведению складского и торгового учета.

Рассмотрим кратко особенности программы, обусловленные спецификой учета на швейных предприятиях.

Перед выпуском новой модели в производство на предприятии разрабатывается базовая модель, которая характеризуется фасоном и конкретным набором параметров (один размер и один рост, цвет материала и т.д.). В производстве на основе базовой модели выпускаются изделия разных размеров, отличающиеся от базовой модели расцветками использованной ткани и другими параметрами. Эта особенность производства швейных изделий была отражена в программном продукте.

Для хранения информации о базовых моделях в программе используется справочник "Модели". При запуске в экспериментальное производство новой модели в этот справочник вводятся наименование, артикул модели, базовый размер, единица измерения и полное наименование (описание модели). Нормы расхода материалов, фурнитуры и технологических операций вводятся в подчиненный справочник "Нормы расходов". Для каждой модели указывается основная ткань. Цвет основной ткани определяет цвет модели. На основании информации в справочнике "Нормы расходов" формируется "Конфекционная карта" (карта раскроя) и рассчитывается себестоимость изделия.

Информация о моделях, выпускаемых предприятием, хранится в справочнике "Номенклатура". Структура этого справочника похожа на структуру справочника "Модели", но есть между ними и некоторые отличия. Модели в справочнике "Номенклатура" могут иметь различные размеры и рост, производятся из различных тканей, и это нашло отражение в структуре справочника. При вводе новой модели конфекционная карта соответствующей базовой модели копируется. При необходимости нормы расхода редактируются, в результате в конфекционную карту вводятся изменения и выполняется перерасчет себестоимости. При работе с моделью в справочнике "Номенклатура" можно сформировать и напечатать ценник и этикетку, получить информацию об остатках данной позиции номенклатуры, выполнить ряд других действий.

Ведение складского учета в системе предусматривает оформление операций по поступлению материалов, передаче материалов для разработки модели, перемещению, реализации материалов, инвентаризации и списанию.

В системе реализовано ведение учета внутренних конструкторских и технологических документов предприятия по разрабатываемой модели. Перечень документов, необходимых для разработки и утверждения модели с указанием исполнителя, даты начала и окончания подготовки документа (планируемой и фактической), вводится в систему с помощью документов "Реестр конструкторских документов" и "Реестр технологических документов", имеющих печатную форму. При наличии установленной компоненты "Расчет" системы программ "1С:Предприятие" можно сформировать соответствующие "Календарные планы".

Для регистрации в системе намерения по пошиву изделий используется документ "Запуск в производство". В данный документ вводится список моделей, которые предполагается запустить в производство, с указанием размера, цвета, основной ткани, количества моделей каждого вида, а также дат начала и окончания раскроя и пошива.

На основании документа "Запуск продукции" в систему вводится "Маршрутный лист", с помощью которого ведется учет моделей, запущенных в производство. Маршрутный лист разрабатывается индивидуально для каждой модели при запуске в производство и затем сопровождает модель с момента утверждения на художественном совете, постановки в производственный план и до поступления готовых изделий на склад. С помощью данного документа также выполняется контроль за наличием на складе материала и фурнитуры, необходимых для выпуска продукции в соответствии с нормами расхода, указанными в конфекционных картах моделей. На основе информации о недостающем материале можно своевременно заказать его у поставщиков. Печатная форма маршрутного листа содержит, в частности, производственное задание для раскройного производства с указанием данных о модели - артикул ткани, нормы расхода материалов и фурнитуры (пуговиц, молний и т. д.), количество изделий, которое нужно раскроить, размер, рост и др. При поступлении готового изделия на склад в маршрутном листе делаются отметки о приеме/передаче партии изделия.

Для оформления операций, связанных с передачей материалов в производство, используется документ "Передача материалов в производство", который вводится на основании "Маршрутного листа".

В системе реализовано ведение фактического учета раскроя моделей по датам. Факт выпуска продукции и передачи ее на склад готовой продукции регистрируется с помощью документа "Выпуск продукции".

В некоторых случаях заказчик просит сделать выкройку по его модели. При этом подразумевается, что вся основная ткань для заказа предоставляется заказчиком и поступает сразу в производство, минуя склад. Для регистрации операций по производству продукции из материалов заказчика предназначены документы "Заказ со стороны" и "Маршрутный лист заказа".

В системе предусмотрена выгрузка информации в виде бухгалтерских проводок или документов в электронном виде в программу "1С:Бухгалтерия 7.7".

Помимо стандартных отчетов по складскому учету и по продажам в системе имеются отчеты для анализа производственной деятельности предприятия. С помощью отчетов можно получить информацию об остатках материалов (партий материалов) и об их движении по поставщикам. По конкретному материалу можно сформировать карточку. В отчете "Выпуск продукции" представлена информация о количестве незавершенной продукции в швейном производстве на начало и на конец периода, о продукции, переданной из раскроя в пошив, и о готовой продукции, переданной на склад.

Конфигурация "Континент: Швея" была внедрена на нескольких швейных предприятиях г. Санкт-Петербурга. В результате внедрения автоматизированной системы на швейном предприятии "Лиск" руководство фирмы в любой момент может получить оперативную информацию о состоянии бизнеса. Сотрудники получили удобный инструмент для контроля за продажей продукции в магазинах. Улучшилась работа отдела снабжения. Учет на производстве стал более "прозрачным", повысилась управляемость компании, что позволило увеличить выпуск продукции, причем более высокого качества.

В настоящее время конфигурация "Континент: Швея" продолжает развиваться. Калькуляция себестоимости по материалам на каждое изделие в программе уже рассчитывается. Ближайшая задача - реализация калькуляции трудозатрат на изделие. Решение этой задачи позволит предприятиям более грамотно формировать ценовую политику, а также повысить эффективность распределения трудовых ресурсов.

Для работы с конфигурацией "Континент: Швея" необходимо наличие компоненты "Оперативный учет" системы программ "1С:Предприятие".

Г. ЕФРЕМОВА
1С:Франчайзи "Континент"
Контактный телефон (812) 147-20-11