"1С:Предприятие" для медицинских учреждений

10 мая 2004
"1С:Предприятие" для медицинских учреждений

Источник: «Финансовая газета» № 20, 2004 год

Для автоматизации работы медицинского персонала лечебного учреждения, регистрации оказанных медицинских услуг, организации статистического медицинского учета, а также учета и контроля коечного фонда компания "Аналит" (1С:Франчайзи, г. Москва) при участии фирмы "1С" разработала программный продукт "1С-Аналит:Медицинское учреждение".

Данный программный продукт был разработан в результате обобщения опыта компании "Аналит", полученного вследствие автоматизации оперативного учета более чем в 50 медицинских учреждениях в течение последних четырех лет.

Автоматизированная система является конфигурацией системы программ "1С:Предприятие 7.7" и охватывает широкий спектр учетных задач медицинского учреждения. В системе предусмотрены механизмы по прикреплению и откреплению пациентов, реализовано получение отчетности о составе прикрепленного контингента. Ведется учет услуг, оказанных пациентам, учет взаиморасчетов с пациентами, а также с организациями, с которыми были заключены договоры на оказание услуг. Предусмотрено получение управленческой отчетности и отчетов по медицинской статистике, ведется учет результатов лечения.

Исходя из функциональных особенностей данный продукт можно представить в виде четырех подсистем, каждая из которых рассчитана на свою группу пользователей.

Подсистема "Администратор" применяется для ведения расписания приема врачей и кабинета физиотерапии, для записи пациентов к врачам и на процедуры в кабинет физиотерапии, а также для ввода первоначальной информации о пациенте. В этой же подсистеме ведется учет расходных материалов. Предусмотрено получение информации об оказанных услугах, состоянии взаиморасчетов с пациентами и организациями, направляющими свой персонал на лечение.

С помощью подсистемы "Врач" выполняется регистрация оказанных медицинских услуг и результатов лечения пациентов. К этой подсистеме относится "Единый статистический талон" - основной документ конфигурации, с помощью которого ведется учет услуг, оказанных пациенту.

В данный документ вводится информация о принимающем враче, отделении поликлиники, пациенте, основном диагнозе и другие данные. В случае необходимости регистрация сопутствующих диагнозов выполняется дополнительно, с помощью документа "Диагноз". В "Едином статистическом талоне" также указывается перечень медицинских услуг, оказанных пациенту. Для каждой услуги, в зависимости от категории пациента, устанавливается цена. Кроме того, указывается материально ответственное лицо, с которого будут списываться материалы по оказанным услугам. В документе фиксируется вариант оплаты медицинских услуг - по счету, который будет направлен в страховую фирму, или наличными. Специальная закладка документа используется врачами-стоматологами. На этой закладке стоматолог может записать и внести изменения в зубную формулу пациента. При работе с документом можно сформировать и напечатать счет на оплату за оказанные услуги, единый статистический талон и больничный лист.

Для дальнейшего назначения лечения пациенту в подсистеме предназначен ряд дополнительных документов. Например, для регистрации в системе результата его осмотра применяется документ "Результат осмотра". Назначение лекарственных препаратов пациенту фиксируется с помощью документа "Лекарственное назначение". В данном документе указывается врач, назначивший лекарства, в табличной части выбираются лекарственный препарат, доза лекарства и способ применения, а также длительность лечения. Данный документ может помочь другому врачу назначить пациенту дополнительное лечение. Составление плана лечения пациента выполняется с помощью документа "Назначение на услуги". В табличной части выбираются услуги, которые необходимо ему оказать. После того как услуги оказаны, они фиксируются в этом же документе. Таким образом, врач всегда видит, какие услуги были назначены пациенту, а также какие из них уже оказаны.

В подсистеме "Стационар" ведется учет коечного фонда, выполняется планирование госпитализации и перемещения больных. Количество коек в отделениях, а также количество коек в ремонте фиксируется с помощью документа "Состав коечного фонда". Для оформления плановой госпитализации используется документ "Путевка". В этот документ вводится информация о дате госпитализации, отделении, типе койки, организации, направившей пациента, и цели госпитализации. Для распределения свободных и освобождаемых коек между плановыми больными, поступающими по путевкам, и пациентами, поступающими экстренно, применяется документ "Планирование коечного фонда". При поступлении пациента в связи с нехваткой коек возможна его госпитализация в непрофильное отделение. Для регистрации перемещения пациента в профильное отделение оформляют документ "Перемещение". Выписка пациента из стационара регистрируется с помощью документа "Карта выбывшего". В подсистеме предусмотрено формирование отчетов о состоянии коечного фонда и об отказах от госпитализации.

Для организации статистического учета по заболеваемости, нетрудоспособности и другим направлениям используется подсистема "Медстатистика". В ней предусмотрено формирование регламентированной отчетности медицинского учреждения по формам № 7, 8, 9, 12, 14, 16, 19 и 24, а также формирование ряда внутренних отчетов по работе медицинского учреждения, которые позволяют анализировать и контролировать взаиморасчеты с клиентами, перечень оказанной медицинской помощи, причины отказов от госпитализации, остатки материалов на складе и у материально ответственного лица и другую информацию.

Отдельными задачами, решаемыми в программе, являются формирование и контроль цен на оказанные услуги по различным категориям пациентов. Формирование цен на медицинские услуги выполняется для выбранной категории пациентов автоматически с помощью документа "Ценообразование".

Система поставляется с заполненным справочником "Международный классификатор болезней №10", который содержит формализованные описания диагнозов заболеваний. Заполнены также справочники "Возрастные категории", "Хирургические операции", "Травмы", "Дни недели", "Группа по отчету", "Группы по отчету", "Состояния зуба", "Аппаратура" и "Регионы".

В результате использования программы "1С-Аналит:Медицинское учреждение" сокращаются временные затраты медицинского персонала на обслуживание пациентов, взаиморасчеты за оказанные услуги становятся прозрачными, значительно облегчается получение регламентированной отчетности.

Для работы с конфигурацией "1С-Аналит:Медицинское учреждение" необходимо наличие компоненты "Оперативный учет" системы программ "1С:Предприятие".

И. СИДОРОВ
Фирма "1С"
Контактный телефон (095) 737-92-57